Шлемы VR — сравниваем и выбираем самый лучший шлем. Как уйти в VR с головой: очки или шлемы виртуальной реальности? Все шлемы виртуальной реальности

При выборе лучших VR-очков и шлемов стоит сознавать, что само по себе это устройство не будет работать как детский калейдоскоп. Всегда стоит помнить, что это дополнительное устройство, и для его работы требуется или хороший игровой смартфон, или мощный геймерский компьютер, или игровая приставка. Все VR-гаджеты премиум класса заточены под мощную видеокарту, процессор и ОЗУ персонального компьютера, а бюджетные и устройства средней ценовой категории чаще всего используют смартфон, причем часто с определенными техническими параметрами и размерами.

Добавим к этому некоторую ограниченность контента и софта для VR-гарнитур. Например, такой гигант как Apple пока что неохотно идет навстречу разработчикам приложений для VR. Но, в любом случае, даже простенький картонный Google Cardboard позволит получить абсолютно новые впечатления и познать виртуальный мир не на словах, а на собственных чувствах и ощущениях. А владельцев VR-устройств премиум класса уже сейчас можно занести в ранг «монстров виртуальной реальности». И ведь недаром, владелец Facebook Марк Цукерберг еще в 2014 году купил компанию Oculus VR за 2 миллиарда долларов. Так что ждем новых мощных инновационных решений в виртуальной реальности.

Виртуальная реальность… Мечта нескольких поколений. Яркий атрибут будущего в научно-фантастических книгах, фильмах, компьютерных играх.

В восприятии многих виртуальная реальность – это таинственная технология, которая позволит путешествовать по невиданным мирам, отправляться в незабываемые приключения, умирать и оживать заново. С помощью VR люди с ограниченными возможностями смогли бы увидеть мир, не выходя из дома. А, может быть, и прожить другую жизнь, счастливую, интересную, полную возможностей. Сразу приходят на ум модные сегодня фильмы - антиутопии, в которых подобные технологии полностью изменили мир будущего…

Ну да ладно, хватит фантазий. Ведь сегодня VR – это не просто выдумка писателей и сценаристов. Технология виртуальной реальности наконец-то обрела жизнь, а доступ к ней с середины 2010-х получили все желающие. Нет-нет, это не очередная «замануха», какая была лет 20 назад, когда VR-шлемы вроде бы появились, но технологии были не те, возможностей для полноценного погружения в виртуальный мир не хватало. Сегодня же у каждого есть шанс испытать эффект глубокого погружения благодаря новому поколению шлемов виртуальной реальности.

Для чего они нужны? Конечно же для просмотра фильмов с незабываемыми впечатлениями! А ещё одна важная сфера использования VR-шлемов – гейминг. Кто не мечтал не просто поиграть в любимую игру, а погрузиться в неё, действительно стать частью игрового мира? Современные технологии дают эту возможность.

Однако со шлемами виртуальной реальности всё не так просто. Их много, они разные, и не каждый шлем может вам подойти. А рынок быстро развивается: по скорости его уже можно сравнить с рынком смартфонов. Поэтому очень важно понимать, какие характеристики есть у шлемов виртуальной реальности, и как выбрать подходящий именно вам.

По каким параметрам выбирать шлем виртуальной реальности?

Игровой или универсальный шлем

Для чего вам нужен шлем виртуальной реальности? Если вы – заядлый геймер или владелец компьютерного клуба, то вам достаточно приобрести сугубо игровой аппарат. В таком шлеме будет отличное сглаживание картинки и «отклик», зато пиксели могут быть «пожирнее».

Тем, кто хочет насладиться всеми возможностями VR: от просмотра фильмов до работы со сложными программами, лучше присмотреть универсальный шлем. С таким гаджетом можно посмотреть новый фильм, поиграть в любимую игру, порисовать или поработать – делу время, а потехе час.

Совместимость шлема с рабочей платформой

На рынке существуют «закрытые» шлемы, которые можно использовать только с ограниченным контентом, а также есть шлемы, поддерживающие множество источников контента.
Первые будут актуальны для тех, кто уже владеет необходимым устройством той же фирмы: компании создают такие шлемы под свои приставки или смартфоны. Топовые гаджеты этого типа не уступают конкурентам в качестве «железа» и характеристиках, но ограниченное количество игр и программ – явный минус.

«Открытые» же модели позволяют использовать контент из множества разных источников, а ведущие компании уже объединяют усилия в работе над программным продуктом. Всё это ведёт к стандартизации технологий и огромному количеству контента для пользователя.

Звук

Да, мы выбираем шлем, который, в первую очередь, передаёт картинку хорошего качества с широким углом обзора. Но как вы себе представляете глубокое погружение в виртуальную реальность без идеального звука? Представьте себе потрясающее кинематографичное 3D изображение и ужасный двухмерный звук. Нет, это не виртуальная реальность.

Определённо выигрывают производители, которые уделили звуку особое место. У одних моделей можно встретить прокачанные наушники, у других – инновационные технологические решения. В любом случае, при выборе шлема виртуальной реальности этот параметр должен стоять далеко не на последнем месте.

Картинка и угол обзора

Раньше в торговых центрах стояли игровые автоматы, и многие играли в стрелялки в шлемах «виртуальной реальности». И мы помним, что изображение было ужасным, экран - маленьким, звук – искусственным - погружения там не было практически никакого. Разве что ничего не мешало боковому зрению из-за чёрного поля по периметру экрана.

Современные шлемы виртуальной реальности ушли далеко вперёд. Начнём с того, что угол обзора человеческого глаза по горизонтали примерно равен 160 градусам. Так вот топовые модели VR-шлемов выдают показатель 110 градусов! Вполне неплохо, учитывая то, что задействовано всё основное поле зрения глаза. Однако есть модели и с углом обзора 45 градусов. Так что обратите на этот показатель внимание.

Большинство производителей предлагают шлемы с полным Full-HD качеством и хорошим разрешением. Чем выше эти параметры, тем лучше.

Также на качество изображения влияют разные дополнительные фишки: частота обновления экрана, скорость отклика, формат основного дисплея и дополнительные сервисы по сглаживанию картинки.

Датчики движения

Куда же без них? Акселерометр и гироскоп – основа любой виртуальной реальности. Ведь как по-другому изображение будет подстраиваться под ваши движения? А ведь топовые разработчики пошли ещё дальше.

Во-первых, жилет - контроллер положения тела оператора, который считывает движения не только головы, а ещё и тела.

Во-вторых, фронтальная камера, которая следит за перемещением оператора в реальном пространстве. Благодаря ей можно не бояться врезаться в стену – а это большая свобода для игры.

В-третьих, контроллеры для рук, с помощью которых можно взаимодействовать с виртуальным миром. Игра с контроллерами точно будет покруче джойстика.

В-четвёртых, базовые станции, которые устанавливаются в помещении и благодаря которым движение тела оператора в пространстве отслеживается гораздо точнее.

Полный комплект – это по-настоящему круто. Круче только его цена.

Провода

И их длина. В идеале, конечно, без них, но такую возможность предоставляют не все модели. А ведь наличие проводов – это автоматическое ограничение в движениях. А у некоторых производителей длина провода меньше трёх метров. Это значит, что вам не только придётся ставить компьютер или приставку на стол, но и бояться этот самый провод задеть. Не особо весело, правда?

Вес шлема

Это немаловажный параметр: потаскайте на голове килограммовый гаджет часок - другой – всё сразу поймёте. И это не просто прихоть: такой шлем будет давать ощутимую нагрузку на шею и позвоночник, что вредно для здоровья. Поэтому выбираем наиболее легкий аппарат, особенно, если покупаем для ребёнка.

Головокружение

Да, это стоит вынести в отдельный параметр. Во время тестов VR-шлемов многие жалуются на эффект «морской болезни»: тошноту и головокружение. Особенно это чувствуется в шутерах. Но такой эффект бывает далеко не у всех, а у многих проходит уже со второго использования устройства. Поэтому не лишним было бы сначала протестировать разные шлемы (сегодня это несложно сделать в специальных игровых центрах), а потом уже выбрать оптимальный именно для вашего вестибулярного аппарата. Это особенно важно при покупке шлема для ребёнка.

Цена

Итак, вы почитали про потрясающие возможности VR-шлемов, вдохновились перспективой поиграть в любимые игры в виртуальной реальности (пока ещё вряд ли, но лет через 5 – скорее всего) или посмотреть кино при глубоком погружении (кстати, среди новейших экспериментальных разработок – внедрение запахов!), начали думать о покупке. Но подождите, сначала – финальный и для многих очень важный параметр – цена.

Если вы спросите про бюджетные модели, то мы вынуждены вас огорчить: сейчас бюджетных моделей на рынке нет. Поэтому вам стоит для себя решить: хотите ли вы просто смотреть фильмы и раз в месяц постреливать в монстров в шлеме стоимостью, как у топового смартфона? Или же вы готовы доплатить ещё минимум 300 долларов за улучшенное отслеживание движения головы, контроллер тела и джойстики?

Критерии выбора

Итак, параметров выбора шлема виртуальной реальности очень много. И подобрать идеальное именно для вас устройство можно, лишь пройдясь по всем характеристикам. Ведь даже с самой реалистичной картинкой может прийти «морская болезнь». А потрясающий звук может совмещаться с ужасной синхронизацией с вашими движениями. Так что выбрать идеальный VR-шлем не так уж просто. Но всё же мы попробуем выделить несколько групп шлемов, исходя из потребностей пользователей.

Если у вас есть смартфон или игровая приставка , разработчики которых предлагают специальный VR-шлем , подумайте тщательно. С одной стороны, вы будете ограничены в контенте. Но с другой, производитель, скорее всего, создаст уникальный контент специально для своего шлема. В обычных компьютерных играх, например, такая практика уже давно успешно используется. И ещё одним бонусом станет соотношение цена / качество: при более низкой стоимости шлем покажет не худшие результаты, чем его универсальные конкуренты.

Если вы хотите наслаждаться всеми достижениями виртуальной реальности с топовым универсальным шлемом , то смело выбирайте среди самых крутых моделей . К ним можно будет докупить и дополнительное оборудование вроде джойстиков и жилета.

Если вы хотите неплохой шлем, чтобы смотреть фильмы и играть на выходных с друзьями , берите гаджет из средней ценовой категории . Выбор велик, внимательно изучите характеристики, что мы описали выше.

Если вы начинающий «путешественник» по виртуальной реальности и сомневаетесь, стоит ли покупать VR-шлем, то советуем вначале попробовать специальный шлем-крепёж для смартфона. Вдруг вам не понравится?

Устройства погружения в виртуальную реальность уже не сенсация. VR-очки для персональных компьютеров, мобильных телефонов, а также полностью автономные очки становятся доступными для обычного пользователя. Разберемся в особенностях и функциях таких устройств.

Первые появились еще в 1960-х годах – тогда они были очень сложными и громоздкими, занимали целую комнату. В 2012 году американец Палмер Лаки организовал на краудфандинговой платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на шлем виртуальной реальности Oculus. Собрав больше 90 миллионов долларов, устройство запустили в серийный выпуск. Потенциал разработки оценил Марк Цукерберг, который в 2014 году купил компанию Oculus VR за 2 миллиарда долларов. А с выходом на рынок таких производителей, как HTC, Microsoft, Samsung, Sony VR-очки перешли на качественно новый уровень, они стали компактными и доступными широкому кругу пользователей. Попробуем разобраться в особенностях этой технологии и видах устройств.

Какие бывают типы таких устройств и в чем отличие очков от шлема

Существуют два вида таких гаджетов для виртуальной реальности:

  • очки, использующие смартфон как экран;
  • полноценные шлемы с экраном, датчиками и управлением.

Основной принцип работы и у очков, и у шлемов одинаков. В корпусе устройства размещены две линзы. За линзами располагается экран (встроенный или внешний), который программно или физически разделен на две части. Изображение, которое выводится на левую и правую половину экрана, практически одинаковое. 3D-изображение достигается за счет того, что каждый глаз видит изображение отдельно. Один глаз не позволяет ощутить всю глубину изображения и правильно рассчитать расстояние.

Чтобы пользователь получил возможность находиться в виртуальном пространстве, шлем виртуальной реальности оснащены специальным датчиком – гироскопом. Задача гироскопа отслеживать повороты головы человека.

Какие бывают очки виртуальной реальности

Очки виртуальной реальности, VR-очки – устройства, которым для работы нужен смартфон. Их еще называет держателями смартфонов. Такие гаджеты (есть несколько исключений, например Samsung Gear VR) не имеют встроенных датчиков. Управление осуществляется силами гироскопа, акселерометра и процессора смартфона. Не стоит ожидать от них суперкачества и полного погружения в виртуальный мир. Зато на рынке доступны самые разные VR очки, причем цена на них, вполне доступна. К тому же, если пару лет назад в виртуальных очках можно было посмотреть разве что небольшой ролик о природе или мини-экскурсию по музею, то сегодня и Google Play, и iOS App Store предлагают десятки бесплатных игр и приложений, а на YouTube доступны сотни видео с меткой 3D или 360⁰.

Условно рынок VR-очков можно разделить на три больших сегмента:

  • бюджетные модели из картона. Они стоят 15-20 долларов, зачастую именно с них начинается знакомство с миром VR;
  • средний ценовой сегмент. Корпус из пластика, линзы, поролоновые прокладки между очками и лицом, разнообразие моделей тут зашкаливает;
  • высокий ценовой сегмент. Самые продвинутые VR-очки от крупных производителей и не только от них.

Одним из пионеров рынка очков виртуальной реальности стала компания Google, также как и Facebook, эта корпорация видит огромное и светлое будущее для VR, поэтому много лет исследует направление и пытается популяризовать его. Самым простым способом для этого является покупка Google Cardboard, этакой картонки, которую можно собрать самостоятельно и получить очки виртуальной реальности.

Особенность оригинальных очков от Google заключается в том, что вы можете установить в них любой смартфон с диагональю от 4 до 6 дюймов, но при этом в Google отрицают необходимость наличия наголовных ремней, картонку нужно держать у глаз самостоятельно.

В среднем ценовом сегменте таких очков существует много моделей от китайских, и даже российских разработчиков тоже используется со смартфоном, но в отличие от картонных моделей, выполнены из легкого пластика. Такие очки сочетают доступную цену и возможность настройки расстояния до экрана. Регулировка линз по горизонтали, левый боковой вход для наушников и раздвижная, вращающаяся передняя панель – все это обычно доступно в таких версиях. Крепятся такие гаджеты несколькими ремнями, которые идут в комплекте.

Разумный подход при выборе моделей в среднем ценовом сегменте – понять, что именно вам нужно от таких очков. Если вы хотите просто попробовать и подумать в дальнейшем о том, насколько они вам нужны, то стоит покупать недорогие модели, выгодные по соотношению цена/качество, с перспективой затем заменить их на что-то иное.

Более дорогие модели смартфонодержателей изготовлены из качественного пластика или алюминизированного сплава, оснащены дополнительными функциями и системой ременной фиксации. Имейте в виду, что не все VR-очки, особенно высокого ценового сегмента, работают со всеми моделями смартфонов. Например, очки Samsung работают только в связке с телефонами Samsung Galaxy Note 6, 7, 8 или Galaxy S7, S8.

Производители девайсов этого сегмента уделяют внимание и контенту. Так, многие компании выпускают собственные приложения для просмотра видео и игр, некоторые, к примеру, договариваются с музеями о создании трехмерных гидов и т.д.

На какие параметры обратить внимание при выборе VR -очков

Важным критерием при выборе VR-очков для смартфонов является угол обзора, определяющий, насколько полную картину будет видеть пользователь. Чем шире угол обзора, тем комфортнее нахождение в виртуальном пространстве. Очки виртуальной реальности выпускаются с углом обзора от 75 до 110 градусов.

У гарнитуры должно быть всего одно устройство ввода. Не обязательно клавиша. Это может быть просто отверстие для пальца, чтобы нажимать на дисплей. Если в устройстве и есть клавиши, то обычно это маленькие рычажки, которые нажимают на дисплей за вас. Что можно делать с одной кнопкой? Выбирать пункты меню или выполнять простые и довольно медленные действия в играх. Некоторые VR-очки вообще обходятся без кнопок: достаточно наклонить голову в сторону нужного раздела меню и задержаться на пару секунд. Или повернуть головой, чтобы поменять направление движения в игре. К примеру у выше упомянутой Gear VR удобная система управления – сенсорная панель на боковой грани, похожая на трекпад ноутбука. Работает не идеально, но заменяет сразу несколько функций: свайпы, прокрутку, нажатия, удержание, действие «Назад».

Настройка межзрачкового расстояния позволит использовать очки соответственно анатомическим данным пользователя, а регулировка фокуса – комфортно пользоваться шлемом людям с неидеальным зрением.

Продлит время пользования очками наличие в комплекте сменных линз и мягкой основы. Также нужно обратить внимание на крепление, которое удерживает смартфон во время игры, и возможность регулировки ремней, которыми очки крепятся к голове.

Практически все гарнитуры виртуальной реальности можно носить на очки для коррекции зрения. Многие модели предоставляют возможность отрегулировать расстояние между лицом и линзами. Там же, где этого сделать нельзя, очки могут давить на переносицу.

Какие бывают шлемы виртуальной реальности

Виртуальную реальность высокого качества нельзя передать через экран мобильного телефона. Oculus Rift, Vive от HTC и Valve, Sony PlayStation VR – три профессиональные гарнитуры, которые демонстрируют совершенно другой уровень картинки и они доступны прямо сейчас на рынке. Шлемы VR работают в паре с компьютером с мощным процессором и игровой видеокартой со значком VR-Ready. Чтобы испытать максимальный опыт, готовьтесь потратить порядка тысячи долларов на новый ПК. С PlayStation VR все немного проще – понадобится только PlayStation 4.

Главное преимущество профессиональных гарнитур – возможность двигаться и даже ходить в любом направлении. Oculus и Sony применяют относительно простой способ: в шлем устанавливаются диоды или другие маркеры, а внешняя камера отслеживает их перемещение. Такой метод довольно эффективный, однако ограничивается шириной захвата пространства камеры. PlayStation VR позволяет приседать, наклоняться и двигаться по кругу. Rift дает возможность пройтись несколько метров в любом направлении, но для этого нужно установить несколько камер.

от 335,47 до 1 922,70 руб.

Шлем виртуальной реальности для компьютера. Предназначен для игр, приложений, просмотра фотографий и фильмов в 3D. Экран с разрешением 2160х1200. Частота обновления кадров 90 Гц. Угол обзора 110°. Датчики: акселерометр, гироскоп, магнитометр. Интерфейсы подключения: порт USB 2.0, HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2.

HTC Vive использует лазерную систему слежения, которая позволяет перемещаться как угодно в пределах комнаты 15x15 метров. Гарнитура обеспечивает наибольшую свободу движения по сравнению с конкурентами. Система сопровождения не дает врезаться в стену: как только подойдете к границе зоны, включится камера и покажет ваше положение.

Из забавной игрушки, громоздкой и вызывающей приступы головной боли, очки виртуальной реальности очки выходят на более высокий уровень. Об их перспективах в области компьютерных игр и говорить не стоит. Полнейшее погружение, панорамная картинка, эффект живого присутствия – мечта любого игромана. Достоинства очков дополненной реальности оценили музейные работники. К ним внимательно присматриваются создатели обучающих курсов. Как видите, рынок огромен и выбор крайне неоднозначный. Но на самом деле нужно только решить, сколько вы готовы потратить на подобное развлечение.

Можно переходить к тому, как в ней оказаться. Для этого потребуются специальные устройства. Все они появились относительно недавно и являются новинками на рынке, однако даже в этом случае принцип «дайте мне самое последнее» не всегда обеспечит вам удачный выбор. Потому предлагаем пройтись вместе с нами по джунглям устройств виртуальной реальности, чтобы получше разобраться.

Во-первых, сразу определимся в терминологии. Вы можете рядом услышать такие понятия, как видеоочки, очки виртуальной или дополненной реальности, шлем виртуальной реальности – и это не синонимы. Всё это отдельные типы устройств с разным функционалом.

Видеоочки: домашний помощник

Видеоочки – это обычное дополнение к системе домашнего кинотеатра. Они не работают как автономное устройство, а просто помогают вам лучше воспринимать то, что показывает ваша крутая плазменная панель – не более. Пусть некоторые из них и позволяют вам смотреть трёхмерное видео или даже сферическое, однако это нельзя сравнить с другими устройствами.

Вывод: Видеоочки не смогут вам продемонстрировать виртуальную реальность во всей красе, это скорее аксессуар к домашнему телевизору.


Очки дополненной реальности: новая надежда

Также существуют очки дополненной реальности. Самыми первыми из них были Google Glass – это очки, которые должны были «дополнять» реальные объекты, которые вы видели через стекло. Проект потерпел оглушительное поражение и никого особенно не впечатлил. В первую очередь, пользователей не устроило несовершенство их работы, примитивность функций и довольно странный внешний дизайн.

Несмотря на этот провал, недавно Microsoft решили вложиться в схожий проект ещё одних очков дополненной реальности – HoloLens. Прототип очков выглядит поинтереснее Google Glass, а сама система их работы должна быть более совершенной. Ключевая разница в том, что проект от Microsoft будет использовать голографические изображения для дополнения реальности (потому такое название), и, следовательно, их функционал будет куда шире. Кроме того, они будут автономными и не потребуют соединения с каким-либо устройством (как Google Glass нуждались в носителе операционной системы Android).

Вывод: Сейчас всерьёз рассматривать очки дополненной реальности как вариант для покупки даже не стоит, потому как никаких законченных устройств на рынке нет.

Очки виртуальной реальности и VR-гарнитуры: синица в руках

Основное отличие очков дополненной реальности от очков виртуальной реальности в том, что первые не смогут обеспечить вам полное погружение в виртуальный мир. Такого типа очки будут скорее помощником в образовательных целях, бытовых, полезны в работе.

А вот очки виртуальной реальности смогут обеспечить вам полное погружение. Самыми известными очками такого типа пока остаются Samsung Gear VR – и выглядят они как полноценный шлем. Некоторые называют это устройство компромиссом для тех, кто хочет погрузиться в виртуальный мир за относительно небольшую плату.

Gear VR работают от смартфона Samsung (можно приобрести шлем для Note 4 или Galaxy S6, а также для некоторых других последних моделей). Телефон вставляется в корпус шлема с линзами и соединяется с ним по microUSB.

Характеристики: Разрешение изображения будет зависеть от того, какой смартфон вы используете. Не стоит забывать, что это мобильное устройство, потому ждать супервысоких характеристик графики изначально не стоит. Разработчики контента изначально снижают качество изображения и детализацию, чтобы смартфон, по мощности значительно уступающий полноценным компьютерам, мог справиться с выводом двух картинок с высокой скоростью обновления, необходимой для создания эффекта погружения.

Управление: Контролировать процесс можно с помощью встроенных кнопок, дополнительно можно докупить джойстики и тачпады.

Цена: Устройство стоит $99, однако сразу стоит предупредить, что очки будут бесполезны без последнего телефона-флагмана от Samsung. По характеристикам очки могут работать только вместе с самыми топовыми моделями телефонов, потому формально к этой сумме можно прибавить ещё $600-1000, не говоря уж о дополнительных контроллерах, без которых половина игр будет попросту недоступна.

Недостатки: Все мы помним скандал, связанный со взрывающимися телефонами от Samsung. Многие пользователи Gear VR жаловались, что телефон был раскалённым во время использования очков.

Вывод: Особо опытным геймерам устройство революционные ощущения не обеспечит, и это скорее можно назвать устройством для несерьёзного ознакомления с миром виртуальной реальности. Если вам понравится, вы точно захотите перейти к чему-то более серьёзному, и очки Gear VR вам будут уже не нужны.

Помимо Samsung, можно обратить внимание и на другие очки виртуальной реальности – Carl Zeiss VR One, Avegant Glyph, Archos VR Headset, Deepoon E2. Аналогов таких устройств существует несколько десятков, все они имеют свои недостатки и преимущества.

Самыми доступными очками можно назвать Google Cardboard – и вначале они не воспринимались иначе, кроме как как шутка от корпорации. В Google показали, как буквально на коленях собрать из подручных средств устройство для виртуальной реальности – потребуется картон, пара линз и ремни для крепления.

Цена: Около $15. И высокая вероятность получить их бесплатно на каком-либо тематическом мероприятии.

Вывод: Это устройство (если его можно так назвать) идеально подойдёт для новичка, которому хочется познакомиться с виртуальной реальностью.

Шлемы виртуальной реальности: тяжёлая артиллерия

Самым внушительным устройством на рынке виртуальной реальности сейчас остаются шлемы. И пусть они выглядят как футуристические очки, именно они могут обеспечить полное погружение в виртуальную реальность.

Конечно, самым известным – из-за своего первенства – остаётся Oculus Rift. Первая версия шлема для разработчиков появилась еще летом 2013, но первая коммерческая версия для потребителей стала продаваться с апреля этого года. Шлем был очень ожидаемым на рынке виртуальной реальности. С одной стороны, устройство вызвало огромный интерес и принесло виртуальную реальность в массовое сознание, с другой стороны – показало, что в этом направлении ещё работать и работать.

Характеристики: Шлем оснащен парой дисплеев с общим разрешением 2160×1200 и демонстрирует частоту кадров 90 Гц. До сих пор это считается так называемым «золотым стандартом», который наиболее сбалансирован и приятен для восприятия.

Управление: В комплекте шлем имеет контроллер от игровой консоли xBox One. Шлем используется вместе с компьютером, на котором запускаются игры (или любой другой специализированный контент).

Цена: Базовая комплектация стоит $599. Дополнительно придётся заплатить $200 за контроллер Oculus Touch. И всё это будет бесполезным без очень хороших технических характеристик вашего компьютера. Потому без обновлённого «железа» не стоит даже задумываться о покупке Oculus Rift. Продавцы вместе со шлемом сразу предлагают собрать подходящий компьютер, цена которого начинается от $1000 (и доходит до бесконечности).

Недостатки: То, что Oculus Rift был первым, является и преимуществом, и недостатком. С одной стороны, разработчики добились того, что виртуальная реальность у многих ассоциируется очень прочно только с этим устройством. С другой – конкуренты «подглядели» многие плюсы и постарались исправить многие ошибки Oculus Rift. И так как он был первым, он в любом случае будет дорабатываться и совершенствоваться, а потому назвать его самым лучшим сейчас на рынке попросту нельзя.

Вывод: Oculus Rift можно купить в том случае, если вы хотите попробовать оригинальный шлем, который был первым на рынке и открыл эру устройств такого типа. Однако не стоит рассчитывать, что он будет актуальным уже через некоторое время – мало того, что его могут превзойти конкуренты, сама компания может выпустить его обновлённую версию. И уж точно версию апреля этого года покупать не будет смысла.

HTC Vive стал вторым шлемом виртуальной реальности на рынке. Он начал продаваться меньше чем через месяц после Oculus Rift, однако сам проект выглядит несколько более доработанным в сравнении с первым шлемом.

Характеристики: Разрешение шлема не отличается от основного конкурента – 2160×1200, та же частота кадров – 90 Гц. Отметим, что оба шлема имеют угол обзора в 110 градусов, однако в случае с Oculus Rift некоторые жаловались на недостаточную ширину кадра. От пользователей HTC Vive таких жалоб не поступало.

Управление: Здесь HTC, безусловно, превзошли своих конкурентов. В комплексе со шлемом идёт набор сенсоров (система называется Lighthouse), которые ставятся по углам помещения. Они отслеживают местоположение пользователя и не так ограничивают его в передвижениях, как тот же Oculus Rift. Дополнительно в комплекте идут контроллеры для манипуляций в виртуальной реальности. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что когда в октябре этого года Oculus Rift стал предлагать пару аналогичных контроллеров, то в результате это привело практически к одинаковым возможностям и цене.

Цена: Шлем HTC Vive доступен за $799. И опять же – не стоит забывать о топовом компьютере, без которого устройство использовать не получится.

Недостатки: Как ни странно, их нет. Шлем предлагает большое количество контента, исправно работает, имеет в наличии все нужные дополнения. Возможно, единственный недостаток на фоне конкурентов – высокая цена.

Вывод: Наличие системы сенсоров в комплекте «из коробки» и сотрудничество со Steam (который принадлежит Valve – партнёру HTC) выгодно отличает HTC Vive от своего прямого конкурента. Кроме того, его выход не сопровождался жалобами с неудачной доставкой, недоработкой софта. Однако и цена у этого устройства выше. Кроме того, необходимо понимать, что даже система сенсоров не позволит вам бегать в виртуальном пространстве – шлем всё также предназначен для «сидячих» игр – однако они несколько разнообразнее, чем у Oculus Rift.

Шлем виртуальной реальности PlayStation VR вышел намного позже остальных – в октябре 2016 года. У Sony была фора в полгода на исправление ошибок.

Стоит сразу отметить дизайн, о чём мы не упоминали раньше – уже на промо шлем выглядит куда более впечатляющим, чем у конкурентов. Светодиоды, необычная форма, а также сам принцип крепления на голове кажется более футуристическим.

Характеристики: В анонсах разработчики уверяли, что им удастся обойти конкурентов и выдать разрешение 2160×1200, однако на деле оказалось, что шлем имеет разрешение 1920×1080, что в итоге проигрывает двум прямым конкурентам. Однако есть и плюс – частота кадров у шлема – 120 Гц, что выше, чем у конкурентов. Таким образом, картинка выглядит более плавной и реалистичной, хоть и незначительно хуже по качеству.

Управление: Этот шлем предназначен не для компьютера, а для игровых консолей от Sony. За отслеживание действий пользователя отвечает соответственно камера PlayStation Camera консоли и сенсор Move. По сути, этот же принцип используется и у HTC Vive, и у Oculus Rift.

Цена: Официальная цена шлема — $399. Не забудьте, что без игровой консоли от Sony, а также камеры, устройство будет бесполезным. К тому же, для полного погружения вы захотите докупить и контроллеры, что увеличит цену полного комплекта примерно до $900.

Недостатки: Более низкое разрешение изображения в сравнении с другими шлемами, что делает изображение менее детализированным.

Вывод: Устройство в целом по характеристикам сравнимо с конкурентами, однако отличительная его особенность – работа с консолью. По сути, Sony ориентировались в первую очередь на своих же клиентов, которые уже приобрели игровую консоль и хотят разнообразить её с помощью шлема. Учитывая то, что база пользователей консолей от Sony насчитывает более 40 миллионов преданных фанатов, можно считать, что PlayStation VR в магазинах не залежится. Вместе с тем, Sony контролируют качество контента, выпускаемого для консолей, потому можно рассчитывать, что шлем позволит играть в уже известные хиты для PlayStation в виртуальной реальности. Более демократичная цена также делает шлем конкурентоспособным.


Так что же выбрать?

Подведя итоги, можем сказать, что по техническим характеристикам и качеству работы пока лидером можно назвать HTC Vive, который обеспечивает наиболее полноценную работу и кажется самой доработанной версией шлема на рынке. Плюсом является также доступ к контенту от Steam, хотя и библиотека двух других шлемов выглядит более чем достойной.

При этом если у вас нет желания тратить столько денег на виртуальную реальность, неплохим бюджетным вариантом станет PlayStation VR (если вы уже являетесь счастливым обладателем игровой консоли).

Для серьёзного виртуального опыта трудно рекомендовать VR-очки, так как они вряд ли позволят вам ощутить всю прелесть виртуального мира. Oculus Rift проигрывает своим конкурентам и по характеристикам, и по цене, а выигрывает только в маркетинге, оставаясь известным как первый VR -шлем.