Родительская общественность возмущена принятыми Госдумой законами, дискриминирующими граждан по признаку семейных уз - в эти выходные в России пройдут массовые протестные пикеты со сбором подписей под Открытым письмом Президенту РФ.
Общественники из «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) продолжат сбор подписей граждан под обращением к Президенту РФ В.В.Путину с просьбой отклонить ювенальные законопроекты № 953369−6 и № 953398−6, ставящие семью в дискриминированное положение.
Напомним, 21 июня 2016 года, «декриминализаторы» из Госдумы РФ, проигнорировав призывы пикетчиков и многочисленные публикации в СМИ после всероссийских протестов 20-го и 21-го июня, под предлогом якобы «исполнения поручения Президента», приняли эти законопроекты в 3-м чтении, одобрив, таким образом, «посадки» родителей за воспитательный шлепок ребенку (и не только).
Напомним, в декабре 2015 года Президент РФ В.Путин в своем послании Федеральному Собранию просил Госдуму поддержать предложение Верховного Суда о «декриминализации» ряда статей УК РФ - речь идет о не тяжких преступлениях. В частности, о статье 116 «Побои». Цель благая: например, если молодой человек оступился впервые и побил кого-то, причинив физическую боль, но без ущерба для здоровья, то незачем ломать ему жизнь «уголовной меткой» - здесь можно ограничиться административным наказанием. Однако, согласно новым законопроектам, если такое же физическое воздействие совершится в кругу родственников и близких лиц, это будет считаться уголовным преступлением!
Поправка в законопроект №953369-6, вводящая новый субъект уголовного права – «близкое лицо», была внесена в промежутке между первым и вторым чтением законопроекта. Насильственные действия с причинением физической боли в отношении близких лиц в этом законопроекте ПРИРАВНЕНО к действиям «из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». При этом, прекращению ввиду примирения близких людей уголовные дела подлежать не будут!
Это «преступление» БУДЕТ НАКАЗЫВАТЬСЯ, в частности, «ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».
Отметим, что законопроекты еще ДО принятия Госдумой получили отрицательный отзыв Общественной Палаты Российской Федерации. Обсуждение законопроектов, в том числе и указанной поправки, можно просмотреть на официальном сайте Общественной палаты https://www.oprf.ru/press/conference/2148
Кстати, аналогично, вопреки протестам родительской общественности, Госдума одобрила законопроект ФЗ-442 «О соцобслуживании населения в РФ» в декабре 2014 года, в который представители российского ювенального лобби под предлогом «заботы о неблагополучных семьях» пропихнули возможность устанавливать по отношению к семьям режим «социального сопровождения» без согласия самих граждан и без права отказа от этой «услуги» (то есть, полного и безоговорочного контроля над жизнью семьи).
Таким образом, можно констатировать, что в РФ полным ходом, на высшем законодательном уровне, идет формирование ювенальной антисемейной системы по западному образцу, согласно которой традиционные, от веку сложившиеся в нашей стране методы воспитания детей квалифицируются как «нарушение прав ребенка», с его последующим изъятием у родителей, а сама семья, со всей ее сложной, многообразной палитрой взаимоотношений между близкими людьми представляется «рассадником» потенциальных уголовников.
Для окончательного принятия законопроектам № 953369−6 и № 953398−6 нужно пройти еще две инстанции - они должны быть одобрены Советом Федерации и быть подписаны Президентом. Наша задача – этого не допустить!
Общественники из РВС в Открытом письме Президенту РФ просят не подписывать эти законопроекты, «нарушающие Конституцию РФ, не отвечающие чаяниям народа России, стремящегося сохранить традиционные семейные ценности и не допустить распространения ювенальных технологий на территории нашего государства».
«Очень скоро мы все можем оказаться в «трудной жизненной ситуации». Мы говорим «все», потому что многие имеют семью и детей, а многие их скоро создадут. Поэтому мы, граждане Российской Федерации, обращаемся к Вам, как гаранту Конституции РФ, нормы которой могут быть попраны принимаемыми законами. Остановите их, господин Президент!».
Приглашаем всех присоединиться к сбору подписей.
Делюсь своим опытом и предлагаю некий мастер класс по прививке огурцов. Отчеты не обязательны - за рейтингом на сайте не гонюсь, показывать поэтапно буду в этом посте в виде дополнений, на вопросы отвечу. На фото привитый огурец прошлого года до высадки в грунт.
Предыстория. Три года назад, начитавшись умных постов и насмотревшись видеороликов, увлеклась прививками огородных культур. Началось всё с арбузов - захотелось вырастить их в нашем холодном Подмосковье. Арбузы привила, а тут и огурцы взошли, их тоже решила привить, потому как лагенарии осталось много, а процесс прививки затягивает . Первый опыт по огурцам был очень удачным: первый огурец из ОГ съели 5 июня, вместо обычных 3-7 июля. Это меня порадовало и я решила прививать ежегодно. А вот арбузам не повезло - для них лето выдалось сырым и холодным, ничего не выросло. На второй год я уверенной рукой стала кромсать подвой с привоем, в результате всё испортила и прижились у меня только одна прививка на огурце и пара на арбузах. Спасибо хоть на этом Арбузам опять не повезло, и я с ними распрощалась навечно Огурец опять порадовал - раньше всех других заплодоносил и позже всех ушёл на покой. А вот в прошлом году я подошла к прививке со всей серьёзностью, купила у китайцев правильные прищепки, ииии... ничего не испортила, а напрививала столько, что пришлось рассаду раздавать соседям. А себе посадила аж 9 штук привитых и один корнесобственный, вместо стандартных двух привитых и четырех корнесобственных. Помните, наверное, холодное лето 17 года? В июне у нас снег выпал. Единственный мой корнесобственный огурец так и помэр, не выдержав погодных катаклизмов. Зато привитые не подкачали, отдали приличный урожай (квашеные будем есть до нового года, наверное).
Для чего нужны эти прививки? Вырабатываем целкость , то бишь меткость, в руках, а так же мелкую моторику для мозгов, учимся чему-то новому, а еще убиваем время и занимаем подоконники А если отбросить шутки в сторону, то для урожая, конечно. Особенно для раннего, а так же урожая в условиях природных катаклизмов. Почему привитый огурец сильнее корнесобственного? Потому что у лагенарии (подвоя) мощная корневая система, которая начинает работать при прогреве почвы от 7 град, в отличии от огуречной, для которой комфортная температура почвы от 14 град, к тому же корни лагенарии не так нежны, как огуречные и при пересадке на постоянное место не так травмируются. Рассаду в грунт можно высаживать не только 30-дневную, а спокойно ждать, пока сойдет снег и не переживать - перенесут ли огурцы пересадку в переросшем возрасте.
Есть любопытствующие? Тогда я продолжу.
Продолжаю.
На этой фотографии хорошо видны семядоли лагенарии и росточек огурца:
Дополнение 2.
Прошло 8 часов и я решила проверить семена лагенарии. Оказалось, что оболочка у них уже не такая твердая. Поэтому продолжаем и делаем "вскрытие", или правильнее - скарификацию. Аккуратненько каждую семечку расщёлкиваем плоскогубцами, нажимая ими ей на плечики. Потом всё отправляем в миску, где немного воды, миску в пакет и всё это в тёплое место. Ждём, когда семена начнут проклёвываться.
Дополнение 3.
1 апреля, никому не верю (вспомнилось из детства) А я не верю своим глазам, потому что семена лагенарии начали проклёвываться.
Дополнение 4.
2 апреля. Продолжаю высаживать проклюнувшиеся семена лагенарии по стаканчикам,
и теперь пришло время взяться за огурцы. Начинаю их сеять через замачивание. Проклюнутся - тоже посажу в 100-граммовые стаканчики.
В следующий раз встретимся через неделю-две, когда и лагенарии и огурцы раскроют свои семядоли. Обычно я выращивала растения без подсветки лампами, они вытягивались, прививать язычком было очень удобно. В этот раз я часть растений поставлю под лампу и потом посмотрю - удобны ли такие растения для прививок. Оказалось, что всходы нужно оставлять без искуственной подсветки до появления первого настоящего листа. Вытянутое подсемядольное колено очень удобно для прививки.
4 апреля. Огурцы-торопыги пришлось высаживать в переросшем состоянии. А всего то сутки меня дома не было
В Visual Studio существует механизм присоединения к выполняемым процессам с использованием отладчика Visual Studio. Наиболее подробно об отладчике Visual Studio написано в документации Присоединиться к процессам . Далее отладка будет рассмотрена на примере кубика, созданного в пункте Создание DLL кубика в Visual Studio .
1. Для того чтобы присоединить к процессу и начать отладку DLL кубика необходимо, чтобы он был загружен в память. Загрузка DLL в память происходит после выбора имени стратегии в поле Имя типа стратегии . После загрузки DLL в память можно будет присоединить к процессу.
2. В Visual Studio выбрать пункт Отладка -> Присоединить к процессу .
3. В диалоговом окне Присоединение к процессу найти в списке Доступные процессы процесс Designer.exe , к которому требуется присоединиться.
Если процесс выполняется с другой учетной записи пользователя, необходимо установить флажок Показать процессы всех пользователей .
4. Важно, чтобы в окне Присоединиться был указан тип кода, который необходимо отладить. Параметр по умолчанию Авто пытается определить тип кода, который нужно отладить, но не всегда правильно определяет тип кода. Чтобы вручную задать тип кода, необходимо выполнить следующие действия.
В поле Присоединиться кликнуть Выбрать .
В диалоговом окне Выбор типа кода нажать кнопку Выполнять отладку кода следующих типов и выберите типы для отладки.
Нажать кнопку ОК.
5. Нажать кнопку Присоединить.
6. В Visual Studio в коде необходимо расставить точки останова. Если точки останова красные и заполненные красным (и Студия в режиме отладки) то значит загрузилась именно та версия dll. А если точки останова красные и заполненные белым (и Студия в режиме отладки), то значит загрузилась не та версия dll.
В Visual Studio есть удобная возможность присоединяться к запущенному процессу (Tools - Attach to Process...) во время отладки. Удобная до тех пор, пока не приходится делать это с завидной регулярностью, тогда выбор нужного процесса из открывшегося списка становится крайне утомительным. Именно поэтому возникает желание автоматизировать эти нехитрые действия.
Рассмотрим решение на примере Visual Studio 2010, для других версий принципиальных различий нет.
1. Сначала в Macro Explorer (Tools - Macros - Macro Explorer) создадим новый модуль AttachToProcess.
2. В коде модуля добавим функцию присоединения к процессу с параметром ProcessName.
Public Function AttachToProcess(ByVal ProcessName As String) As Boolean
Dim success As Boolean
success = True
Try
Dim debugger As EnvDTE80.Debugger2 = DTE.Debugger
Dim transport As EnvDTE80.Transport = debugger.Transports.Item("Default")
Dim name As String = System.Security.Principal.WindowsIdentity.GetCurrent().Name
name = name.Substring(0, name.IndexOf("\"))
Dim process As EnvDTE80.Process2 = debugger.GetProcesses(transport, name).Item(ProcessName)
process.Attach()
Catch ex As System.Exception
success = False
End Try
Return success
End Function
3. Добавим метод, который будет использоваться в дальнейшем для вызова из Visual Studio. В нем задается имя процесса.
Sub AttachToW3WP()
If Not AttachToProcess("w3wp.exe") Then
System.Windows.Forms.MessageBox.Show("Cannot attach to process")
End If
End Sub
Итоговый код модуля.
Public Module AttachToProcess
Public Function AttachToProcess(ByVal ProcessName As String) As Boolean
Dim success As Boolean
success = True
Try
Dim debugger As EnvDTE80.Debugger2 = DTE.Debugger
Dim transport As EnvDTE80.Transport = debugger.Transports.Item("Default")
Dim name As String = System.Security.Principal.WindowsIdentity.GetCurrent().Name
name = name.Substring(0, name.IndexOf("\"))
Dim process As EnvDTE80.Process2 = debugger.GetProcesses(transport, name).Item(ProcessName)
process.Attach()
Catch ex As System.Exception
success = False
End Try
Return success
End Function
Sub AttachToW3WP()
If Not AttachToProcess("w3wp.exe") Then
System.Windows.Forms.MessageBox.Show("Cannot attach to process")
End If
End Sub
End Module
Можно запустить макрос вручную и проверить, что все работает как надо.
4. Добавим тулбар для кнопки вызова макроса (View - Toolbars - Customize...).
5. Добавляем кнопку (команду). Макросы находятся в категории Macros, как это ни удивительно.
Теперь у нас есть панель с кнопкой быстрого присоединения к процессу.
6. Последний штрих. Назначаем комбинацию клавиш для запуска макроса.
Вуаля! Отныне вызвать Attach к нужному процессу можно в один клик мышкой или с помощью горячих клавиш.
B. Взаимодействие с переживаниями клиента
Одно из самых старых определений психологической психотерапии таково: психотерапия - это «лечение разговором». Конечно за сто с лишним лет развития психотерапии, мы научились использовать «для лечения» уже не только разговор, но именно он по-прежнему остается главным каналом взаимодействия с клиентом, через который мы реализуем большинство наших психотерапевтических средств. С некоторой долей условности, можно сказать, что психотерапевтический разговор является продолжением развития обычного разговора, в котором появляются некоторые особенные черты и главной из них является - внимание к переживаниям клиента.
В психотерапевтической беседе особое внимание уделяется переживаниям клиента, и этот разговор специально устроен так, чтобы в нем проявлялись переживания, которые не проявлялись до этого.
Не трудно заметить, что по этому критерию, большинство социальных и бытовых разговоров устроено совершенно иначе. Например, во многих обычных разговорах участники вообще не интересуются переживаниями других. И естественно, в большинстве разговоров, люди не погружаются в свои переживания настолько, насколько это происходит в специализированных разговорах с психотерапевтом.
При этом, не всякий разговор о переживаниях полезен в психотерапевтической работе. В большинстве случаев, терапевтический разговор и не должен быть разговором «о переживаниях», а должен быть «непосредственным переживанием их». То есть, чаще всего, полезно не аналитически говорить о переживаниях, а их прямо и непосредственно переживать.
Такие действия психотерапевта, направленные на проявление переживаний клиента и их непосредственное переживание, я буду далее называть - разворачиванием переживаний .
Разворачивание переживаний является необходимым условием эффективной психологической работы. Есть, по крайней мере, две очень простые причины, почему это необходимо:
И если с первой причиной все более-менее ясно, то о второй я напишу чуть более подробно:
Для того чтобы у клиента происходили какие-то изменения в результате психотерапии - клиенту необходимо не только на терапию прийти, но и активно на ней «работать». Причем такая работа требуется от клиента, как во время терапевтических сессий, так и после них - непосредственно в жизни. Именно поэтому эффективность психотерапевтической работы очень сильно возрастает, когда клиент испытывает сильный дискомфорт от волнующих его проблем, т.к. именно этот дискомфорт и выступает естественным мотивом для активной психотерапевтической работы. И поэтому, работать с клиентами важно о темах, где у клиента что-то «болит», где он чувствует «дискомфорт», т.к. именно в таких темах у клиента есть мотив к «работе» и изменениям.
А хорошая новость в том, что в подавляющем большинстве случаев, если человек все-таки заявляет некую тему, то где-то есть и волнующий его «дискомфорт» с нею связанный. И чтобы активировать процесс «работы над изменениями» у клиента, нам надо точку этого дискомфорта найти - т.е. разворачивать наиболее сложные переживания в предложенной теме.
Что же такого делает психотерапевт, чтобы в психотерапевтическом разговоре проявлялись переживания клиента? Далее я опишу основные действия, которые может делать психотерапевт, направленные на это:
На протяжении всей работы, психологу необходимо все время давать клиенту чувствовать, что все его переживания важны для психологической работы, даже самые «странные, глупые, неадекватные и нелепые». Т.е. для психолога, когда он работает, в принципе не должно существовать странных, глупых, неадекватных и нелепых переживаний клиента - любое переживание клиента должно быть услышано и воспринято. И очень часто, психологическую работу приходится начинать с того, что психотерапевт поддерживает право клиента переживать все то, что он переживает - дает ему ощущение, что его чувства «имеют право быть». А на любую реплику клиента в духе «у меня есть глупое переживание», нужен моментальный поддерживающий ответ:
Когда нам важны переживания другого человека, мы автоматически присоединяемся к ним. Например, грустим вместе с человеком, которому грустно, или боимся вместе с тем, кому страшно. Психологу необходимо вовлекаться в переживания клиента и в некоторой степени присоединяться к ним, т.к. только в такой среде большинство людей могут о своих переживаниях говорить. Такая «эмоциональная отзывчивость» психолога дает клиентам ощущение «разделенности» их переживаний, и поддерживает их разворачивание и углубление. Внешне это может проявляться, например, так:
В процессе обучения, полезно обратить внимание на то, присоединяйтесь ли вы к переживаниям клиента, и может быть даже осознано попробовать делать это сильнее. Но естественно, в непосредственной работе психолога все это происходит уже автоматически, как естественные проявления «эмоциональной отзывчивости» психотерапевта.
Естественно, клиента про переживания можно и нужно расспрашивать. Здесь хочется отметить две детали:
Расспрашивать клиента о его переживаниях можно, например, вот такими вопросами:
Переживания у людей возникают не на пустом месте, а в результате того, что клиенты попадают в разные ситуации. Если нам удается правильно определить ситуацию, вызвавшую сильные переживания клиента, то дальше нам уже достаточно просто расспрашивать клиента о ней, чтобы все переживания клиента проявлялись сами. Расспрос о ситуации может выглядеть, например, так:
В этом пособии, много упражнений будет посвящено обучению разворачиванию переживаний клиента. В каком-то смысле, всю психотерапию можно назвать «умением разворачивать переживания клиента». Во избежание избыточных повторений, я не буду предлагать вам много упражнений на разворачивание переживаний прямо сейчас, т.к. они еще встретятся в рамках более узких тем. Но все-таки, в завершение этого параграфа, я хочу предложить вам одно упражнение, на котором можно попробовать:
Поддерживать переживания клиента в разные моменты нужно по-разному. Когда переживания клиента становятся сильными, от психотерапевта требуется устойчивость, смелость и активность. Но в моменты, когда переживания клиента «спрятались как улитка в домике», от психотерапевта требуется стать очень деликатным, ненавязчивым и поддерживающим самые маленькие проявления переживаний, чтобы «выманить» их на поверхность.
Это отличие в работе с переживаниями хорошо иллюстрирует сравнение с разведением огня. Когда мы разводим огонь, в начале, нам важно никак не потушить маленькое пламя - мы задерживаем дыхание, очень аккуратно подкладываем бумагу и даем ему разгореться. Но когда пламя уже разгорелось, нам нужны уже значительно более решительные действия, чтобы на огонь хоть как-то воздействовать. И когда уже нет риска потушить пламя, мы можем активно использовать его в соответствии со своими целями.
Примерно также устроена и наша работа с переживаниями клиента. Для эффективной работы, психотерапевту нужно уметь быть, по меньшей мере, в двух режимах работы с переживаниями:
Практика показывает, что начинающие практику студенты чаще всего находятся или в одном, или в другом режиме, в то время как для полноценной работы нужны они оба, включаемые в нужной последовательности. Классические ошибки выбора не того режима выглядят так:
Этот режим работы бывает нужен во многих случаях, но наиболее частые из них таковы:
Технически режим обнаружения переживаний выглядит так. Чаще всего, в начале, психотерапевту важно немного приостановить и успокоить клиента, чтобы он взял себе время «побыть в пустоте», без необходимости что-то быстро отвечать.
После этого, психотерапевт может предложить клиенту как-то очень легкое задание, не требующее напряжения и не сбивающее собственное состояние клиента, например:
После этого, психотерапевт дает клиенту время, и стремится «не сбить» его переживания преждевременными вопросами. А когда клиент разговорится и его эмоциональность достаточно включится, они смогут переходить к следующему этапу работы.
Найти актуальные и живые переживания клиента важно потому, что без них не приходится рассчитывать на возникновение собственной познавательной активности клиента, так и собственного желания изменений. К сожалению, работая над темами, неактуальными в момент сессии, клиенты часто сами для себя снижают потенциальную полезность психотерапии.
Но все-таки, основной режим работы психотерапевта - это . Как только эмоциональная сфера клиента достаточно активировалась и «разгорелась» (из метафоры с пламенем), в большинстве случаев от терапевта требуется активная работа по разворачиванию и исследованию переживаний клиента, и помощь ему в их проживании. От терапевта требуется аккуратно, но целенаправленно продвигаться вместе с клиентом к наиболее сложным местам и по направлению к наиболее сильным переживаниям.
В моем опыте работы супервизором, наиболее частая проблема, из-за которой у начинающих психотерапевтов не получалось делать учебные сессии полезными - это избегание в работе с клиентом наиболее эмоционально-сложных мест. Это выглядит так, что начинающие психотерапевты как будто опасаются вызвать у клиента слишком много переживаний и мастерски обходят все сложные места. И все бы было хорошо, если бы не тот факт, что психотерапевтическим эффектом как раз обладает соприкосновение с наиболее сложными переживаниями, а психотерапевт зачастую и нужен, чтобы помочь клиенту это сделать достаточно аккуратно и безопасно. Все вышесказанное не про то, что психотерапевт должен быть грубым и бестактным - наоборот, от психотерапевта требуется много чуткости и аккуратности, чтобы поговорить с клиентом про наиболее сложное и пугающее, но так, чтобы при этом не вызвать у клиента аффекта или неконтролируемой эмоциональной реакции, в которых действительно нет ничего полезного. Поэтому в нашей работе нам надо соединить в единое целое :
Я приведу несколько вопросов психотерапевта, которые соответствуют этому режиму работы с переживаниями, сравните их с ненавязчивой стилистикой предыдущего режима:
Очевидно, что вопросы этого типа требуют от психотерапевта хорошего сочетания смелости с деликатностью. Задавая их, психотерапевт как бы сообщает клиенту, что готов встречаться и выдерживать любые по силе переживания клиента - и рядом с таким психотерапевтом, клиенту становиться менее страшно встречаться с сильными переживаниями самому.
Обратите внимание еще раз, что режим активного взаимодействия с переживаниями совсем не похож на - но для работы нам нужны они оба в разные моменты времени. Если сказать упрощенно, то режим обнаружения переживаний нам чаще всего нужен в начале сессии, а режим активного взаимодействия с переживаниями - все остальное время работы.
Далее, для повышения эффективности обучения, я объединю в одном упражнении две учебных задачи. Я предлагаю вам потренировать навык обнаружения переживаний клиента, на примере наиболее типовой задачи - помощи клиенту находить актуальную тему в начале сессии.
Если это упражнение выполнять правильно, то 90% времени, клиент с терапевтом будут находиться в режиме «режим обнаружения переживаний». Но в конце, я предлагаю терапевту задать один, и только один вопрос из режима «движения навстречу переживаниям». Этого должно быть достаточно, чтобы почувствовать отличие между режимами.
В некоторых ситуациях и для некоторых людей, обнаружить и опознать в себе переживания является затруднительным. И бывает недостаточно, чтобы терапевт просто перешел в режим обнаружения переживаний . Иногда клиентам нужна более подробная инструкция, что им надо делать, чтобы понять, что они переживают и свои переживания опознать.
Чтобы в такой ситуации помочь клиенту опознать его переживание, психотерапевту надо не просто спросить о переживании, а дать клиенту подробную инструкцию, выполнив которую клиент сможет понять, что он чувствует. Вот примеры таких инструкций:
Вы можете обратить внимание, что все приведенные выше примеры предлагают человеку:
У многих людей, в жизни не было опыта, чтобы кто-то в принципе был внимателен к их переживаниям, считал их переживания важными, и предлагал им не спешить и выразить их словами . Поэтому, когда это делает психотерапевт - одно это может оказаться новым и важным опытом для человека. Более того, есть даже смысл, в процессе психотерапии делать это похожим способом и одинаковыми словами. Чем более одинаковыми словами мы будем предлагать клиенту замедлиться и прислушаться к себе, тем больше вероятность, что он освоит это как алгоритм и научится сам делать это в обычной жизни.
В приведенном ниже упражнении, можно попробовать на себе воздействие такой инструкции. Для упражнения я выбрал очень обобщенную, но универсальную инструкцию.
Этот широко известный психологический вопрос, часто работает не так хорошо, как нам хотелось бы. Часто бывает, что он не только не помогает, а наоборот мешает клиенту и психотерапевтическому процессу. Вот что в этом вопросе может быть плохого:
Илл. Вопрос «Что ты чувствуешь?» в действии. (иллюстрация из заметок на эту тему)
Кроме этого, этот вопрос ясно не обозначает, имеется ли в виду:
И в этом смысле, в лучшем случае он дает непредсказуемый ответ, а в худшем - дезориентацию клиента или вредное «обобщение многих переживаний в одно».
Мы не дадим сейчас решения для всех перечисленных выше проблем вопроса «что ты чувствуешь?». Но есть два простых принципа, которые решают большинство проблем, и с которых мы начнем:
Само присутствие другого человека существенно влияет на качество проявлений переживаний клиента. Такое присутствие обостряет эмоциональные следы социальной травматизации, и создает экспериментальную площадку для нового эмоционального опыта.
В предыдущей фразе в очень сжатом виде прозвучало две важные идеи. Раскрою их подробнее:
Из этого есть несколько следствий интересных для нас:
И собственно вышесказанного уже достаточно, чтобы рекомендовать большинству людей в большинстве ситуаций, переживать свои сложности не в одиночестве, а рядом с кем-то другим. А если этот кто-то будет еще «специально обученным», то вообще хорошо.