Это руководство по работе с программой Audacity версии 2.1.3, которая является бесплатным кросс-платформенным звуковым редактором с открытым исходным кодом и поддержкой многодорожечных проектов. Вы можете использовать Audacity для записи, простого редактирования одной звуковой дорожки или для более продвинутого редактирования нескольких дорожек. В данном руководстве речь пойдёт исключительно о версии приложения для MS Windows.
Выпуск Audacity 2.1.3 состоялся 17 марта 2017 г. Установочный пакет можно загрузить с домашней страницы официального сайта Audacity.
В этом разделе вы познакомитесь с понятиями «проект» и «курсор» в Audacity, а затем речь пойдёт о диалоге с приветственным сообщением и способах получения справки. Также в этом разделе есть важная информация для пользователей, у которых клавиатура не является американской или британской, дан обзор некоторых новых функций в этой версии Audacity, которые имеют значение для пользователей программ экранного доступа, а также подробные сведения о том, где можно получить скрипты JAWS для Audacity.
Объекты, с которыми работает Audacity называются проектами. В сущности,проект Audacity можно сравнить с документом Microsoft Word или книгой Microsoft Excel.
Проект Audacity содержит несколько дорожек. В Audacity поддерживаются несколько типов дорожек: звуковая дорожка (монофоническая или стереофоническая), дорожка отметок и дорожка времени. Однако, дорожка времени недоступна для пользователей программы экранного доступа JAWS, поэтому не рассматривается в этом руководстве. Как было отмечено, Audacity поддерживает многодорожечные проекты, но для большинства простых задач часто бывает достаточно одной дорожки в проекте.
В Audacity имеется курсор, который указывает конкретную позицию на шкале времени в пределах звуковых данных и который напоминает курсор Microsoft Word, которым мы указываем позицию в тексте документа. Курсор в Audacity используется для выбора позиции по оси времени, такой как начало воспроизведения, начала выделенной области и места, куда будут вставлены звуковые данные из буфера обмена.
Когда вы запускаете Audacity, то появляется приветственное сообщение, в котором присутствует HTML-содержимое с информацией о том, как получить справку по работе Audacity. К сожалению,ссылки в этом тексте нельзя активировать, используя клавиатурную навигацию, но о доступной справке будет сказано ниже. Диалог с приветственным сообщением содержит ещё флажок “Don"t show this again at startup” (больше не показывать это при старте).Чтобы прекратить появление этого диалога в будущем, установите этот флажок и нажмите кнопку OK.
Audacity - это чрезвычайно мощная программа, а данное руководство является лишь вводным. За более полной информацией необходимо обращаться к следующим источникам:
Если вы используете клавиатуру, отличную от американской, британской или ирландской, то Несколько важных сочетаний клавиш не будут работать, если вы оставите настройки Audacity по умолчанию. Чтобы исправить это, читайте подраздел из раздела, касающегося настроек приложения.
Ниже перечислены новые возможности этой версии Audacity, которые имеют отношение к пользователям программ экранного доступа:
Существуют скрипты JAWS для Audacity, их использование даёт дополнительный отклик и удобные способы получения информации. Полное описание возможностей скриптов можно найти на web-сайте Jaws Script for Audacity . Прямая ссылка на установщик скрипта для версии 2.1.0: Jaws-Script-for-Audacity_2_1_0.exe .
Обратите внимание, что данное руководства не предполагает установку этих скриптов.
Чтобы открыть файл проекта audacity или звуковой файл, используйте диалог Open (Открыть), меню File (Файл) или сочетание клавиш Ctrl + O . Заголовок диалога будет “Select one or more audio files...” (Выберите один или более звуковых файлов), а его структура похожа на стандартный диалог «Открыть» в Windows XP. В следующем разделе описаны форматы звуковых файлов, которые можно открыть в Audacity.
При первом запуске Audacity окно приложения содержит пустую таблицу дорожек, и поэтому когда вы открываете звуковой файл, его аудиоданные будут представлены в этом окне. После открытия звукового файла таблица дорожек будет содержать одну дорожку, тогда как после открытия файла проекта Audacity таблица дорожек будет содержать все дорожки данного проекта. Если затем открывать другие звуковые файлы, то каждый будет представлен в отдельном окне. (Если необходимо открыть новое окно с пустым проектом, выберите New (Новый) в меню File (Файл) или нажмите Ctrl + N .)
По умолчанию в установочной версии Audacity поддерживаются звуковые файлы следующих форматов: WAV, AIFF, AU, MP3, MP2/MPEG, Ogg Vorbis и FLAC. Помимо этого, можно открывать файлы некоторых других форматов, включая wma и m4a, если загрузить и установить библиотеку FFmpeg, как это описано в разделе . Эта библиотека не входит в состав установочного пакета Audacity из-за патентных ограничений.
Кроме варианта с установкой библиотеки FFmpeg, можно использовать другие программы, поддерживающие преобразования файла в один из форматов, которые установочная версия Audacity может открывать по умолчанию. Существует несколько программ для конвертирования звуковых файлов из одного формата в другой, например: бесплатная в базовой версии Switch which или dBpoweramp Music Converter .
Если вы открываете сжатый звуковой файл, такой как файл в формате MP3, то,после того как вы нажмёте кнопку open в диалоге Open, появится диалог Import, в котором отображается ход процесса преобразования файла.
Вы можете сохранить аудиоданные либо как проект Audacity, либо в одном из поддерживаемых форматов звуковых файлов, как это будет описано в следующих разделах. Формат проекта Audacity хранит все дорожки проекта. Сохранять аудиоданные в виде проекта audacity необходимо, если предполагается продолжить работу над проектом в будущем. В противоположность этому, когда вы сохраняете данные в одном из поддерживаемых звуковых форматов, Audacity автоматически микширует все звуковые дорожки в одну.
Когда вы завершаете работу Audacity, в случае если вы не сохранили изменения в файле проекта Audacity, появится диалог с вопросом, хотите ли вы сохранить данные перед закрытием программы. Клавиша по умолчанию - Yes, но если вы не хотите сохранять файл проекта Audacity, нажмите Tab , чтобы перейти на кнопку NO и нажмите её.
Чтобы сохранить в этом формате, выберите Save Project... (Сохранить проект...) в меню File (Файл) или нажмите Ctrl + S . Когда вы сделаете это в первый раз, то появится диалоговое окно с предупреждением, что только Audacity может читать файлы проекта. Окно диалога содержит флажок, который можно отметить, чтобы это предупреждение не появлялось в будущем. Если нажать кнопку OK, то откроется диалог Save Project.
По умолчанию установочная версия Audacity может сохранять файлы в следующих звуковых форматах: WAV, Ogg Vorbis, FLAC и MP2. Помимо этого, можно сохранить в некоторых других форматах, если загрузить и установить дополнительные библиотеки, которые не входят в состав Audacity из-за патентных ограничений:
В этом разделе описаны некоторые элементы управления диалога Specify MP3 options (Параметры MP3), а также приводятся рекомендации по выбору их значений. Диалог содержит следующие элементы управления:
Полное описание параметров кодера LAME MP3 можно найти на странице Lame в энциклопедии Hydrogen Audio.
Воспроизведение зависит от того, выделен ли диапазон (см. раздел ): Если выделение отсутствует, то воспроизведение начинается с позиции курсора; Если есть выделенный диапазон, то воспроизведение стартует с начальной позиции этого диапазона, а завершается с его окончанием.
Громкость воспроизведения регулируется при помощи ползунка output, находящегося на панели микшера в панели инструментов. Этот регулятор громкости синхронизирован с общим регулятором громкости Windows, и поэтому оказывает влияние на громкость JAWS.
Сочетания клавиш для воспроизведения:
Состояние воспроизведения - первая область в строке состояния - можно узнать, нажав Insert + Page Down .
В окне приложения присутствуют несколько панелей инструментов. Какие из панелей отображать, а какие скрывать, можно выбрать в меню View (Вид), пункт Toolbars (Панели). Чтобы перемещаться по элементам управления панелей инструментов, используйте клавишу Tab . Вы можете активировать любую из кнопок на панели, нажав Enter . Однако вы не можете использовать Пробел поскольку эта клавиша используется для запуска и остановки воспроизведения. Панель инструментов также содержит кнопку запись / воспроизведение, которая устанавливает, как визуальное представление звуковых данных (так называемая «волна») прокручивается во время записи или воспроизведения, и которая не представляет особого интереса для пользователей программ экранного доступа.
Следующие панели инструментов, отображаются по умолчанию:
Вы можете скрывать или делать видимыми все указанные панели инструментов, используя пункт toolbars (Панели) в меню View (Вид). Отображение только тех панелей инструментов, которыми вы часто пользуетесь, например, панели микшера, значительно уменьшает количество нажатий Tab , необходимых для перемещения к соответствующему элементу управления.
Предупреждение: Если вы включите отображение панели инструментов, которая была отключена при запуске Audacity, то эта панель будет отображаться как плавающая где-то в пределах окна Audacity window, а вы не сможете попасть в эту панель. Чтобы исправить ситуацию, выберите пункт reset toolbars (Сбросить панели) в субменю Toolbars (Панели). Затем вы сможете установить, какие панели будут отображены.
Таблица дорожек содержит дорожки, составляющие проект. Таблица содержит только один столбец и по строке на каждую дорожку. Каждая дорожка имеет название, и JAWS читает его, когда вы перемещаетесь по дорожкам, или нажимаете Insert + Стрелка вверх
Звуковая дорожка - это контейнер для звуковых данных, И это отображается в виде графика изменения амплитуды сигнала во времени (так называемая "волна"). Часто звуковые данные начинаются с нулевой отметки времени, Но после редактирования это не всегда так. С левой стороны дорожки есть небольшая область, содержащая различные элементы управления, которые включают меню и элементы управления для увеличения масштаба дорожки и её прокрутки (панорамирования). Использование этих элементов управления описано в этом руководстве в разделе .
Курсор отображается в таблице дорожек в виде вертикальной линии, как и позиция воспроизведения во время воспроизведения. Позиция курсора и позиция воспроизведения доступны пользователям JAWS в полях Selection Start (Начало выделения) и Audio Position (Текущая позиция) в .
Всякий раз, когда фокус находится в таблице дорожек, а таблица содержит одну или несколько дорожек (строк), то одна из дорожек будет содержать фокус. Вы можете перемещаться между дорожками, используя Стрелку вверх и Стрелку вниз . Помимо этого, можно сразу переместить фокус к первой или последней дорожке проекта, нажав соответственно Ctrl + Home или Ctrl + End .
Необходимость выделить дорожки возникает:
Вы можете выделить дорожку или снять выделение, используя следующие сочетания клавиш:
JAWS сообщит, выделена ли дорожка, если вы выполните одно из следующих действий:
Точнее, если вы выполните любое из указанных выше действий, то:
На панели выделения есть шесть элементов управления,по которым можно перемещаться в прямом и обратном циклическом порядке, используя соответственно Tab или Shift + Tab .
Каждое из таких полей предназначено для ввода числового значения и состоит из поля редактирования, в котором можно вводить только цифры, и элемента прокрутки, который позволяет увеличивать или уменьшать числовое значение с заданным шагом. В данном случае такое поле содержит значение времени, которое можно представить в различных форматах. Вы можете сменить формат, выбрав параметр в контекстном меню такого поля, И это изменяет формат всех подобных полей. Формат по умолчанию - hh:mm:ss (чч:мм:сс), но формат hh:mm:ss + hundredths (чч:мм:сс + сотые) обычно более полезен, Поскольку это позволяет вам изменять время с меньшим шагом. Почти все примеры в этом руководстве будут использовать этот формат.
Время (а точнее индикатор времени) может рассматриваться как поле, состоящее из одного или более сегментов, в зависимости от используемого формата. Например, когда используется формат hh:mm:ss (чч:мм:сс), время состоит из трёх сегментов, каждый содержит двухзначное число: часы, минуты, и секунды. Когда используется формат hh:mm:ss + hundredths (чч:мм:сс + сотые), время состоит из четырёх сегментов с двухзначным числом в каждом: часы, минуты, секунды, и сотые доли секунды.
Если клавишей Tab переместить фокус на счётчик, то Jaws сообщит всё содержимое счётчика, например, 00h13m04.73s (00ч13м04.73с), что означает 0 часов, 13 минут, и 4.73 секунды.
В пределах поля со счётчиком, фокус помещается на одной цифре. Когда вы первый раз попадаете в подобное поле после открытия Audacity, фокус располагается на самой первой цифре, но если вы впоследствии вернётесь в это же поле, то в фокусе окажется та цифра, которая была в фокусе, когда вы покидали этот элемент. Сочетания клавиш для перемещения фокуса:
Когда вы используете одно из этих сочетаний клавиш, JAWS произносит цифру, которая в данный момент находится в фокусе. Помимо этого, Если вы переместились к другому сегменту того же поля, то JAWS озвучивает этот сегмент, прежде чем произнести цифру. Например, если время 01h42m38.46s и фокус установлен на второй цифре минут (цифра "2"), то если вы нажмёте Стрелку вправо , JAWS произнесёт: 38s3. Если вы нажмёте End , то JAWS произнесёт: 46 centi-seconds 6 (46 сотых 6).
Существует несколько способов изменения значения полей редактирования со счётчиком:
Выпадающий список Snap to (Прилипать к линейке)содержит три варианта: Off (Отключено), выбрано по умолчанию, Nearest (Ближний) и Prior (Предыдущий). Если выбран вариант Nearest или вариант Prior, то это проявляется в виде двух эффектов при перемещении курсора или границ выделенного диапазона при помощи клавиш со стрелками.
Первый эффект: если в списке Snap to выбран вариант Nearest и вы перемещаете курсор или границы выделенного диапазона, курсор всегда «прилипает» к ближайшему значению времени, которое можно точно установить в поле редактирования со счётчиком с учётом выбранного формата времени. Например, если формат времени - hh:mm:ss, то позиция 1.3 секунды будет скорректирована до 1 секунды,а 1.8 секунд будет скорректировано к 2 секундам. Похожим образом проявляет себя и вариант Prior, но прилипание происходит к предыдущему точному значению на шкале времени, например, для указанных выше примеров 1.3 и 1.8 секунды скорректированная позиция будет 1 секунда.
Если выбраны варианты Nearest или Prior, то второй эффект состоит в том, что минимальное значение, на которое можно изменить позицию курсора или границы выделенного диапазона, равна минимальной единице времени в соответствии с форматом полей редактирования со счётчиком. Например, если формат - hh:mm:ss, и вы нажмёте Стрелку вправо , чтобы передвинуть курсор вправо, то минимальный шаг перемещения курсора составит 1 секунду.
В Audacity имеется курсор для указания конкретной позиции на шкале времени, например, начало воспроизведения, позиция, в которой вы хотите начать выделенный диапазон, или позицию, в которой будет вставлен звуковой фрагмент из буфера обмена.
Чтение текущей позиции курсора описано в следующем разделе, а способы перемещения курсора такие:
Есть парочка проверенных способов озвучить позицию курсора. Первый - это прочитать начальный элемент на Панели выделения:
Первый основной способ выделить диапазон состоит из двух этапов:
Обратите внимание, что когда выделен диапазон, то при воспроизведении проигрывается только выделенные аудиоданные. Ещё существуют дополнительные команды воспроизведения, которые представлены в разделе .
Вы можете использовать любой из следующих способов, чтобы установить вторую границу выделения:
Когда курсор расположен там, где вы хотите начать выделенный диапазон, чтобы установить конечную позицию:
Когда курсор находится там, где вы хотите завершить выделение, чтобы установить начальную позицию выделения:
Второй основной способ выделения диапазона состоит из четырёх этапов:
В некоторых случаях этот метод проще в использовании, чем метод, описанный в предыдущем разделе. Сохраняя позицию курсора, вы можете использовать любой способ, которым вы хотите позиционировать курсор на другую границу диапазона, который вы хотите выделить, без опасения потерять первую границу выделяемого диапазона.
Обратите внимание, что Во время воспроизведения, в том числе при приостановке, команда сохранения позиции курсора сохраняет позицию курсора воспроизведения, а не курсора, используемого для редактирования. Однако, обычно проще позиционировать курсор редактирования точно там, где вы хотите, и поэтому для выделения диапазона, возможно, вы не захотите сохранять позицию курсора воспроизведения очень часто. Аналогично, во время воспроизведения, в том числе и при паузе, Cursor to Stored Cursor position (Курсор до сохранённой позиции курсора) в субменю Select (Выбрать)выделяет от позиции курсора воспроизведения до сохранённой позиции курсора.
Когда выделен диапазон, если вы нажмёте Пробел для воспроизведения, то будет звучать только содержимое выделенного диапазона. Следующие команды воспроизведения помогут вам убедиться, что выделен требуемый диапазон:
Длительность этих периодов устанавливается в категории playback (Воспроизведение) параметров приложения.
Есть несколько способов скорректировать границы выделенного диапазона:
Если вы нажмёте любую клавишу, перемещающую курсор (Home , End , Стрелка влево и Стрелка вправо ), любое выделение будет снято. После того как вы нажали Стрелка влево или Стрелка вправо , то позиция курсора окажется в начальной или конечной позиции выделения, которое только что было снято.
Чтобы снять выделение со всех дорожек и любых выделенных диапазонов, нажмите Ctrl + Shift + A . Новая позиция курсора - в начальной позиции выделения, которое только что было снято.
Чтобы отменить предыдущее действие (undo), нажмите Ctrl + Z , а чтобы повторить предыдущее действие (redo), нажмите Ctrl + Y .
Чтобы удалить аудио в выделенном диапазоне, нажмите клавишу Delete .
Если вы хотите выполнить предпрослушивание того, каким будет результат после удаления, нажмите клавишу C , при этом будут воспроизведены короткий период до удаляемого фрагмента и короткий период после него, но сам удаляемый фрагмент будет пропущен. Продолжительность периодов до и после удаляемого фрагмента можно настроить в группе Cut Preview (Прослушивание результатов вырезания) категории Playback (Воспроизведение) в диалоге Preferences (Параметры).
Чтобы вырезать выделенные звуковые данные, нажмите Ctrl + X . Выделенный фрагмент будет удалён с дорожки и помещён в буфер обмена Audacity.
Как и в случае удаления, вы можете предпрослушать результат операции, нажав C .
Чтобы скопировать выделенные аудиоданные буфер обмена Audacity, нажмите Ctrl + C .
Чтобы вставить аудио из Буфера обмена Audacity в выделенные дорожку или дорожки, нажмите Ctrl + V . Возможны два варианта:
Существует несколько удобных команд воспроизведения, которые можно использовать для проверки того, что переход в начале и в конце вставленного фрагмента звучит хорошо:
Настройка длительности этих периодов - общая для команды play cut preview и может быть установлена в категории playback (Воспроизведение) параметров приложения.
Чтобы заменить выделенный диапазон фрагментом тишины требуемой длительности, в меню Edit Правка), откройте субменю Remove special и выберите Silence Audio (Заменить тишиной) - сочетание клавиш Ctrl + L .
Чтобы вставить фрагмент тишины в выбранную дорожку:
Установите необходимое вам значение длительности, а затем нажмите Enter , чтобы активировать кнопку по умолчанию OK. Фрагмент с тишиной будет вставлен и выделен.
Обратите внимание, что все команды в меню Generate (Создание) ведут себя следующим образом. Если выделена одна или несколько дорожек, но не выделен никакой диапазон, то сгенерированный фрагмент помещается в позицию курсора. Однако, если выделен некоторый диапазон, то звуковые данные в нём будут замещены созданным фрагментом.
Audacity позволяет применить большое количество эффектов, которые доступны в меню Effects (Эффекты). Некоторые команды, типа fade in или fade out, просто выполняют эффект над выделенным диапазоном, но большинство из них открывают диалог для настройки параметров эффекта.
Если эффект не поддерживает предпрослушивание в реальном времени, о котором будет сказано в следующем разделе, то в его диалоге обычно присутствует кнопка Preview,позволяющая вам прослушать обработанный эффектом короткий участок выделенного диапазона. По умолчанию длительность предпрослушиваемого участка составляет 6 секунд, но вы можете изменить это значение в диалоге Preferences (Параметры), где в категории Playback (Воспроизведение) есть поле редактирования Length of preview (ДДлительность прослушивания).
Диалог параметров эффекта также содержит кнопку Manage, которая открывает меню, включающее команды для пресетов.
Некоторые эффекты, которые можно применить в Audacity, включают предпрослушивание в реальном времени, где вы можете изменить параметры эффекта во время воспроизведения. Небольшое число эффектов, входящих в установочный пакет Audacity, например, эффекты bass и treble, а также эффект wahwah, имеют такую возможность. Помимо этого, если вы загрузили любые эффекты VST или LADSPA, то они тоже позволяют выполнить предпрослушивание в реальном времени.
Диалоги эффектов, которые включают предпрослушивание в реальном времени, содержат следующие элементы управления, все из которых имеют клавиши доступа:
Открыв один или несколько диалогов эффектов, вы можете вернуться в главное окно Audacity, не закрывая диалоги. Диалоги с таким поведением известны как немодальные диалоги. Вы можете циклически перемещаться между главным окном Audacity и любым открытым немодальным диалогом, нажимая Alt + F6 . Поскольку эти диалоги эффектов имеют свои собственные элементы управления воспроизведением, Вам, скорее всего, не придётся перебирать их очень часто.
Если вы удалите или вырежите часть звуковых данных дорожки, и начало или конец этой части не будут иметь нулевую амплитуду, то это может привести к появлению резких изменений амплитуды звука. Если величина этих изменений достаточно велика, вы услышите их как щелчки (клики). Подобная проблема может возникнуть и в случаях, когда вы копируете и вставляете звуковой фрагмент.
Есть возможность избежать появления этих щелчков, если использовать команду Find zero crossings (Найти ближайшие нулевые точки) в меню Edit (Правка) или сочетание клавиш Z . Если выделена вся дорожка, но нет выделенного диапазона, То по этой команде курсор переместится в ближайшую позицию, где амплитуда звука на выделенной дорожке равна нулю. Как правило, курсор смещается на малую величину, поэтому нет причин беспокоиться о том, что это сильно изменит позицию курсора. Аналогичным образом, если есть выделенный диапазон, позиции как начала, так и конца диапазона выравниваются так, чтобы амплитуда звука в этих позициях была равна нулю.
Таким образом, чтобы избежать появления щелчков:
Чтобы добавить новую пустую дорожку, выберите один из пунктов в субменю Add New (Создать новую) в меню Tracks(Дорожки).
Вы можете импортировать один или более звуковых файлов, И они станут новыми дорожками в существующем проекте. Чтобы импортировать файлы поддерживаемых форматов, откройте меню File (Файл) и выберите пункт Audio (Звуковой файл) из субменю Import (Импортировать) - сочетание клавиш Ctrl + Shift + I . Откроется диалог “Select one or more audio files” (Выберите один или несколько звуковых файлов), который имеет такую же структуру, что и обычный диалог «Открыть» в Windows XP. Выделите один или несколько файлов и нажмите клавишу Enter , чтобы активировать кнопку OK.
Обратите внимание, что Сразу после импорта выделенной будет последняя дорожка в проекте, а все остальные дорожки - без выделения.
Чтобы продублировать выделенный фрагмент на новую дорожку (дорожки), выберите пункт Duplicate (Создать дубликат) в меню Edit (Правка) или нажмите Ctrl + D . Дублированный фрагмент сохраняет те же самые тайминги, что и исходный выделенный диапазон, поэтому на новой дорожке (дорожках) аудиоданные начинаются с той же позиции, что выделенный диапазон.
Если выделены одна или несколько дорожек, вы можете выравнить данные на этих дорожках, Так чтобы звук в дорожке начинался там, где заканчивается звук на предыдущей дорожке. Чтобы сделать это, откройте меню tracks (Дорожки), затем - субменю Align tracks (Выровнять дорожки), и выберите Align end to end (Выровнять конец к концу). Обратите внимание:
Вы можете сместить по времени звуковые данные на одной или нескольких выделенных дорожках, так чтобы начало или окончание звуковых данных оказались в требуемой позиции. Вы можете указать эту позицию либо курсором, либо начальной и конечной позициями выделенного диапазона. Все команды для смещения аудио доступны в подменю Align Tracks (Выровнять дорожки) в меню Tracks (Дорожки), а ниже приведены некоторые примеры их использования.
Но прежде заметим, что есть несколько удобных команд воспроизведения, которые можно использовать для проверки позиций смещённых звуковых данных:
Длительность упомянутого выше периода соответствует длительности периода для предпрослушивания при вырезании, которую можно установить в категории playback (Воспроизведение) в параметрах приложения.
Для того чтобы переместить звуковые данные на одной или нескольких дорожках так, чтобы их первый отсчёт оказался в требуемой позиции:
Если необходимо сместить звуковые данные так, чтобы их последний отсчёт оказался в требуемой позиции, то достаточно просто изменить шаг три и использовать пункт End to Cursor/Selection Start вместо Start to Cursor/Selection Start.
Другой пример: если вы хотите сдвинуть одну или несколько дорожек на определённый временной интервал, тогда:
Обратите внимание, что если вы хотите переместить дорожку, которую вы записали, и которая не соответствует существующим дорожкам, то вам может потребоваться передвинуть начало звуковых данных за пределы нулевого отсчёта времени. Поскольку вы не можете поместить курсор за пределы нуля по шкале времени, то приведённый выше метод следует изменит и на шаге два, нажмите K , чтобы переместиться к последнему отсчёту звуковых данных на выделенной дорожке, а затем на шаге пять, используйте команду End to Cursor/Selection Start. Заметьте, что Audacity имеет автоматическую .
Меню можно открыть на дорожке с фокусом, нажав сочетание клавиш Shift + M . Это меню включает команды для изменения названия дорожки, перемещения дорожки, и прочие, о чём речь в следующем разделе.
Обратите внимание, что вы также можете открыть меню на дорожке с фокусом, нажав клавишу Application . Однако это даёт нежелательный побочный эффект - отмену выделения всех выделенных дорожек.
Редактор метаданных содержит следующие элементы управления:
Таблица содержит два столбца: Tag (Метка) и Value (Значение), а первые 7 ячеек в столбце Tag содержат названия предустановленных тегов, таких как Artist Name (Исполнитель) и Track Title (Название дорожки). JAWS указывает, что имена предустановленных тегов нельзя изменить, произнося unavailable (недоступно) после озвученного названия тега.
Есть несколько способов выделить ячейки в таблице:
Обратите внимание, что поскольку Tab используется для выделения ячеек таблицы, то предусмотрена пара клавиатурных сочетаний, которые позволяют сразу перейти к элементам за пределами таблицы. Из любой ячейки таблицы Ctrl + tab и Ctrl + Shift + Tab переместят на следующий или предыдущий элемент управления.
Все значения тегов, кроме значения тега genre (Жанр),редактируются как поля для ввода текста, а значение тега genre (Жанр) выбирается из выпадающего списка, который содержит перечень жанров.
Значение любого тега, кроме значения тега genre (Жанр), можно либо переписать заново, либо отредактировать текущее значение, как описано ниже. Оба варианта включают использование клавиш Enter или Tab для подтверждения сделанных изменений. Enter выделяет ячейку непосредственно под текущей ячейкой, а Tab выделяет следующую ячейку, которая является названием тега в следующей строке.
Чтобы изменить значение тега genre (Жанр):
Вы можете использовать строки в таблице, расположенные после строк с предустановленными тегами, чтобы добавить свои пользовательские теги. В таких строках вы можете редактировать как название тега, так и его значение.
Для нового набора метаданных в таблице есть одна запасная строка, расположенная после строк с предопределёнными тегами. Вы можете добавить и удалить строки в таблице, используя кнопки Add (Добавить) и Remove (Удалить), которые размещены после таблицы. Кнопка Add (Добавить) добавляет строку, а кнопка Remove (Удалить) удаляет текущую пользовательскую строку.
Чтобы отредактировать перечень жанров, который доступен в выпадающем списке, когда вы выбираете значение жанра:
Чтобы вернуть список жанров в состояние по умолчанию, нажмите кнопку Reset (Восстановить) в группе элементов Genres (Жанры). Откроется сообщение о восстановлении списка жанров, запрашивающее подтверждение для совершаемого действия. Нажмите Enter , чтобы активировать кнопку по умолчанию, то есть OK.
Команда | Сочетание клавиш |
---|---|
Открыть звуковой файл | Ctrl + O |
Импорт звукового файла | Ctrl + Shift + I |
Новый проект | Ctrl + N |
Сохранить проект | Ctrl + S |
Диалог настроек | Ctrl + P |
Циклическое перемещение: панели инструментов, таблица дорожек и панель выделения | Ctrl + F6 |
Ctrl + Shift + F6 | |
Циклическое переключение между главным окном Audacity и окнами других немодальных диалогов | Alt + F6 |
См. предыдущую, но в обратном порядке | Alt + Shift + F6 |
Обычный масштаб | Ctrl + 2 |
Увеличить масштаб | Ctrl + 1 |
Уменьшить масштаб | Ctrl + 3 |
Команда | Сочетание клавиш |
---|---|
Воспроизвести/Остановить | Пробел |
См. предыдущую, но с перемещением курсора | Shift + A |
Приостановить/Продолжить | P |
Немного отмотать назад во время воспроизведения | Стрелка влево |
Немного промотать вперёд во время воспроизведения | Стрелка вправо |
Побольше отмотать назад во время воспроизведения | Shift + Стрелка влево |
Побольше промотать вперёд во время воспроизведения | Shift + Стрелка вправо |
Предпрослушивание при вырезании или удалении | C |
Воспроизвести с повторением | Shift + Пробел |
Диалог «Выберите устройство воспроизведения» | Shift + O |
Воспроизвести короткий фрагмент до начальной позиции выделения | Shift + F5 |
Воспроизвести короткий фрагмент после начальной позиции выделения | Shift + F6 |
Воспроизвести короткий фрагмент до конечной позиции выделения | Shift + F7 |
Воспроизвести короткий фрагмент после конечной позиции выделения | Shift + F8 |
Воспроизвести короткие фрагменты до и после начальной позиции выделения | Ctrl + Shift + F5 |
Воспроизвести короткие фрагменты до и после конечной позиции выделения | Ctrl + Shift + F7 |
Команда | Сочетание клавиш |
---|---|
Перейти к началу дорожки (к нулевому отсчёту времени) | Home |
Перейти за последний отсчёт аудиоданных | End |
Перейти к первому отсчёту аудиоданных в отмеченных дорожках | J |
Перейти к последнему отсчёту аудиоданных в отмеченных дорожках | K |
Поместить курсор в позицию воспроизведения | [ |
Остановить воспроизведение и переместить курсор | Shift + A |
Переместиться на короткий интервал назад | запятая |
Переместиться вперёд на короткий интервал | точка |
Переместиться назад на длинный интервал | Shift + запятая |
Переместиться вперёд на длинный интервал | Shift + точка |
Курсор влево на небольшую величину | Стрелка влево |
Курсор вправо на небольшую величину | Стрелка вправо |
Команда | Сочетание клавиш |
---|---|
Выделить все аудиоданные во всех дорожках | Ctrl + A |
Поместить начальную границу выделения в начало дорожки (нулевой отсчёт времени) | Shift + Home |
Поместить конечную границу выделения в позицию самого последнего отсчёта аудиоданных | Shift + End |
Поместить начальную границу выделения в позицию воспроизведения | [ |
Поместить конечную границу выделения в позицию воспроизведения | ] |
Поместить начальную границу выделения в первый отсчёт аудиоданных на отмеченной дорожке | Shift + J |
Поместить конечную границу выделения в позицию последнего отсчёта аудиоданных на отмеченной дорожке | Shift + K |
Переместить конечную границу выделения на небольшую величину вправо | Shift + Стрелка вправо |
Переместить конечную границу выделения на небольшую величину влево | Ctrl + Shift + Стрелка влево |
Переместить начальную границу выделения на небольшую величину вправо | Ctrl + Shift + Стрелка вправо |
Переместить начальную границу выделения на небольшую величину влево | Shift + Стрелка влево |
Всем привет! Нормализация звука не проблема для того, кто умеет пользоваться Audacity даже на самом начальном уровне.
Начнем с определения.
Нормализовать звук — это, по простому говоря, так обработать его в аудиоредакторе, чтобы было приятно слушать, а именно:
Насколько это важно? Очень важно! Хорошее видео с плохим звуком – деньги на ветер. Видео «рулит» в интернет-маркетинге. Продаете ли вы через свой интернет-магазин, продвигаете ли свои услуги через сеть, строите ли корпоративный сайт, стремитесь раскачать свой канал в Youtube - везде нужно уметь сделать приличное видео. Но видео-то видео, а если у вас звуковое сопровождение будет тихое, глухое, с шумами, другими дефектами, то считайте, что вся работа насмарку. Никто такое видео далее 10 секунд не станет продолжать смотреть.
Сразу скажу, что если вы уповаете на свою суперсовременную дорогую профессиональную видеокамеру, то это напрасно. Шумы-то она запишет даже лучше чем смартфон. Так что на 100% «вытянуть» звук первоклассным «железом» не получится.
Профессионалы пользуются для этого звуковыми редакторами. Берут отдельно аудиодорожку и правят ее. В этом посте я научу вас, как пользоваться Audacity для нормализации звука.
Почему именно Audacity? Потому, что это:
Ну, давайте начнем.
Из этой статьи вы узнаете:
Способов — масса. Чтобы не загромождать пост второстепенными подробностями, вкратце расскажу всего про три. Выберете удобный для себя.
Первые два пункта подробно объяснять не стоит. Там все совершенно несложно, но если будут проблемы – пишите, объясню.
Вот на видеоредакторе остановлюсь поподробнее. В смысле как извлечь звук из видео с его помощью. Видеоредакторов тоже очень много. Я пользуюсь одним из самых популярных – Sony Vegas.
Копируем отснятое видео из смартфона на компьютер.
Открываем видеоредактор.
Через меню Файл – Открыть открываем видеофайл.
и выбираем формат сохраняемого файла mp3. Нажимаем на Custom…
и выбираем параметры сохранения. Рекомендую выбрать Моно, битрейт 128 kbps и частоту 44 100 Hz.
Выбираем папку сохранения и желаемое имя сохраняемого mp3 файла.
Все аудиодорожку мы отдельно сохранили и теперь начнем нормализовать звук . Я распишу все пошагово.
На записанном звуке могут оказаться пики-выбросы по громкости. Если их не уменьшить, то они здорово раздражают или могут даже оглушать. Это может быть и кашель, и внезапно громко передвинутый стул, сигнал рядом проезжающей машины и так далее. Поэтому:
Кликаем по области управления свойствами дорожки левой кнопкой мышки и тем самым выделяем всю дорожку
Затем идем в меню Эффекты-Hard Limiter… и ставим вот такие параметры
Кликаем ОК. Готово.
Обычно запись с микрофонов, смартфонов, диктофонов получается тихой для того, чтобы ее прямо вот в таком виде выложить в виде видео на ютюбе. Значит нам нужно поднять громкость звука. Но желательно сделать это так, чтобы звук был поднялся, но не выше заданного предела. Для этого применяется плагин Нормировка сигнала. Он увеличивает громкость, но так, что максимальная амплитуда – фиксированная. Для этого идем в меню Эффекты-Нормировка сигнала… Ставим в окошке -3.0 db.
Жмем ОК. Смотрим результат.
Продолжаем пользоваться Audacity для нормализации звука и на этом шаге освоим плагин Компрессор… Обращаю ваше внимание, что обрабатывать дорожку нужно именно в таком порядке пошагово, не путая и не перескакивая. Для чего нужен Компрессор…? Компрессор усредняет, уменьшает разницу между самыми тихими и самыми громкими участками. Бывает, человек говорит в микрофон то громче, то тише и при слишком большой разнице слушать такую запись некомфортно. После обработки компрессором, громкость голоса становится более ровной, без скачков.
Итак идем в Эффекты-Компрессор… Ставим вот такие же параметры
и жмем ОК. Радуемся результату.
Как бы хорошо ни обрабатывал звук Компрессор, у его алгоритма тоже есть недостатки и при определенных условиях он снова выделяет пики. Чтобы избежать этого, еще раз обработайте дорожку плагином Hard Limiter…, только ставьте уровень не -10, как в первый раз, а -2.0 db.
Вот вобщем и всё. В большинстве случаев этих 4 шагов достаточно. Теперь рассмотрим более сложные случаи, а именно:
Для этого применим простой плагин Усиление сигнала. Он действует как ручка громкости. На этом этапе применение его оправдано, так как звук уже прогнан через Нормировку сигнала… и Компрессор… и в целом представляет собой выровненную без скачков диаграмму. Только, как видите она глобально разная на больших участках. С таким «раскладом» предыдущие плагины не всегда хорошо справляются и поэтому вот сейчас исправим это руками. Замечу, что такая ситуация бывает нечасто.
Итак, выделяем ту часть звуковой дорожки, где уровень сигнала явно ниже. Идем в меню Эффекты-Усиление сигнала… и подбором уровня усиления добиваемся выравнивания фрагментов аудиодорожки по громкости. Посмотрите на видео, как это происходит.
Обратите внимание, что сейчас я буду объяснять как бороться именно с непрерывным фоновым шумом. Если вдруг во время непосредственно записи кто-то кашлянул, чихнул, что-то упало – это все не фоновый шум и если есть желание его убрать, то делать это нужно другими способами. А сейчас мы будем убирать именно фоновый шум. Итак, чтобы убрать шум из аудио, нужно найти на аудиодорожке участок тишины, выделить его и внимательно прослушать. Желательно, чтобы он содержал только ровный фоновый шум, без щелчков и других «выпадающих» или выделяющихся кусочков. Чем лучше мы подберем такой фрагмент, тем качественнее программа справится с зачисткой всей аудиодорожки.
Для этого визуально выбираем на диаграмме участок с нулевой или около того амплитудой и выделяем его мышью. Кликаем на кнопку Play в панели кнопок Audacity и внимательно слушаем. Если на фоновом шуме есть другие единичные звуки, то стараемся найти и выделить фрагмент без них.
Найдя наилучший фрагмент, выделяем его. Идем в меню Эффекты-Удаление шума-Создать модель шума.
Затем выделяем всю дорожку. Идем в меню Эффекты-Удаление шума. Оставляем вот эти параметры
Единственный параметр, с которым можно поэкспериментировать, это Подавление шума. Самое первое поле. Советую оставаться в пределах 12-24 db. Если сделать ниже 12, то шум может снизиться совсем незначительно. Если сделать выше 24, то могут появиться искажения на оставшихся участках со звуком.
Смотрим видео, где я все это делаю:
Вот и всё. Аудиодорожка нормализована, осталось сохранить ее в виде файла.
Делается это через меню Файл-Экспортировать… Обращаю ваше внимание, что через меню Файл-Сохранить проект… вы сохраните аудиозапись именно в формате Audacity и только. Для того, чтобы сохранить в формате mp3 или wav нужно пользоваться именно Экспортировать… Далее все просто. Выбираете желаемый тип файла. Если необходимо – кликаете Параметры… и задаете нужные параметры. Например, если вы делаете экспорт в mp3, то вы сможете выбрать через Параметры качество звука. Рекомендую не делать его ниже 80 кбит/с и выше 128 кбит/с. Это для голоса, конечно. Если вы писали музыку и вам необходимо максимальное качество звучание, то можете поставить даже 320 кбит/с. Имейте только в виду, что чем выше битрейд (это качество звука), тем большего размера будет получаться итоговый файл.
Итак, из этого поста вы узнали как пользоваться Audacity в части нормализации звука.
Дополнено в декабре 2018 г. — Эта статья написана в 2014 году. За прошедшие 5 лет, к концу 2018го, накопился опыт, выявились тонкости и приемы, которые:
Все разделы сайта сайт
Найти и скачать программу Audacity не сложно. Наберите в любом
поисковике
"скачать Audacity
" и увидите кучу ссылок
на сайт этой программы.
Там выбор для всех операционных систем Windows, Mac или Linux
Правда, зачастую, при установке программы Audacity возникнают
проблемы
.
Поэтому не порите горячку? а посмотрите специальный
видеоурок по установке Аудасити на компьютер
.
Программа Audacity предназначена для записи и обработке звука
В данном видеоуроке ниже, вы увидите как скачать и установить
программу
на компьютер, А также как настроить этот звукой редактор после
установки.
Настроек в программе много, поэтому посмтотрите данный видеоурок
ниже
и после его просмотра сами сможете настраивать и регулировать
настройки без проблем. Автор урока Антон Кременецкий
Понравился видеоурок про звуковой редактор ребят с сайта PC-vestnik?
Если Вы не нашли на этой странице то, что искали,
то можете
воспользоваться формой поиска по всему сайту.
Введите одно искомое слово или комбинацию из нескольких,
и нажмите "найти". Кто ищет - тот всегда найдёт:)
Программных редакторов для работы с аудиофайлами на рынке софта представлено довольно немало. Но, как правило, толковые функциональные комбайны с русифицированным интерфейсом и адекватной организацией меню, платны, а редкие бесплатные утилиты, предлагающие отдельные какие-то возможности типа разрезки аудиофайлов на части, усиления громкости или наложения эффектов часто являются несовершенными продуктами, с помощью которых программисты-новички делают свои первые шаги в надежде когда-то стать высокооплачиваемыми профессионалами. По большому счёту у пользователей, которые не хотят пользоваться взломанными репаками профессиональных аудиоредакторов типа Sony Sound Forge или Adobe Audition, но были бы не против бесплатно поэкспериментировать с полноценной работой звуковых файлов, особого то и выбора нет. Только программа Audacity.
Здесь, в первой части статьи, посвящённой работе программы Audacity, познакомимся с основными возможностями программы, с её основными инструментами и подготовим звуковую дорожку для дальнейшего редактирования. познакомимся с основными операциями редактирования звуковой дорожки и сохраним отредактированный аудиофайл.
Программа Audacity - полноценный аудиоредактор бесплатно
Программа Audacity - это кроссплатформенный аудиоредактор с открытым исходным кодом, который предусматривает множество возможностей при работе с аудиофайлами. Помимо ОС Windows, программа Audacity доступна для пользователей систем Mac OS и Linux. Программа неплохо адаптирована под новичков: её интерфейс удобен, интуитивно-понятен, имеется поддержка нескольких языков, в том числе и русского.
Что может Audacity? Программа выполняет практически все операции, которые могут пригодиться обычным пользователям. Это запись звука с микрофона, это редакция любых аудиофайлов – нарезка, обрезка, склеивание нескольких аудиофайлов, наложение музыки на голос, удаление шумов и тишины, усиление громкости, применение звуковых эффектов, создание минусовок и т.п.
Как и все полноценные аудиоредакторы, работа с файлами внутри Audacity проходит на монтажном столе, куда файлы импортируются в проекты программы. Незавершённые проекты можно сохранять в специальном формате программы Audacity и работать в дальнейшем с ними. Завершённые проекты можно экспортировать в аудиофайлы форматов WAV, AIFF, AU, и Ogg Vorbis, а также в самый «ходовой» аудиоформат современности - MP3. Правда, для этой возможности необходимо дополнительно установить (также бесплатную) утилиту-кодировщик LAME, она обеспечивает экспорт проектов программы в MP3. Последнюю скачаем и установим сразу вместе с программой, чтобы потом не отвлекаться по этому организационному вопросу и полностью погрузиться в изучение возможностей Audacity.
Скачивание и установка Audacity
И снова перенаправление, но уже последнее. Скачиваем кодировщик LAME.
Проводим отдельно установку самой программы Audacity.
И отдельно установку кодировщика LAME. Их процессы установки стандартны.
Базовые инструменты программы
После установки запускаем Audacity. Увидим весьма аскетичный и непривлекательный внешне интерфейс, но с большими и подписанными кнопками-инструментами, а также с привычной организацией программного меню вверху окна программы. В левом углу размещаются стандартные кнопки управления воспроизведением звукозаписей на монтажном столе – пуск, пауза, остановка, прыжок в начало и в конец дорожки, а также кнопка записи звука с микрофона.
Для удобства отображения звукозаписей на монтажном имеются кнопки масштабирования.
Любые эксперименты с аудиофайлами можно убрать, а затем вернуть снова с помощью стандартных кнопок отмены и возврата действий.
Запись звука с микрофона
Даже если вы – обладатель самого простенького бюджетного микрофона, Audacity поможет получить на выходе весьма неплохое качество звукозаписи. Профессиональный микрофон, увы, программа не заменит, но от лишних шумов и скрипов звукозапись избавит.
Для записи звука с микрофона жмём кнопку с красным кружочком в левом верхнем углу окна программы. Включится запись с микрофона, и на монтажном столе будем наблюдать параметры звука, поступающего в микрофон - частотную характеристику и индикатор громкости.
Если во время записи звука с микрофона необходимо сделать паузу, процесс можно приостановить кнопкой паузы.
Для полной остановки записи с микрофона, жмём кнопку «Стоп».
Сделанную звукозапись при необходимости можно отредактировать, а затем либо сохранить проект в формате программы Audacity, либо экспортировать в аудиофайл.
Добавление аудиофайлов на монтажный стол Audacity
Добавляются аудиофайлы на монтажный стол Audacity очень просто. Это можно сделать классическими способами - либо через меню «Открыть», либо просто перетащить файл в окошко программы.
Команда «Открыть» в меню «Файл» импортирует в программу аудиофайл на компьютере. В меню «Файл» есть отдельная команда «Импортировать» для добавления аудиофайлов на монтажный стол. В чём разница?
Если на монтажном столе есть уже звуковая дорожка, например, только что записанный голос с микрофона или записанный ранее, но добавленный на монтажный стол командой «Отрыть», то другой аудиофайл для наложения музыки на голос необходимо добавлять командой «Импортировать». Музыкальный фон откроется второй звуковой дорожкой в этом же окне программы Audacity.
Команда «Открыть» в меню «Файл» запускает новое окно программы Audacity, где импортированный файл будет находиться на монтажном столе один.
Читайте во второй части этой статьи о том, как проводить отдельные операции со звуковыми дрожками с помощью программы Audacity и сохранять файлы на выходе:
Меня не один раз спрашивали о том, как пользоваться программой Audacity для записи и редактирования звука. В других случаях я сам рекомендовал эту программу посетителям своего блога. Но, я не мог сослаться на качественные по Audacity на своем блоге. Поэтому, задался целью отыскать в сети такие уроки и опубликовать их на своем ресурсе, пообещав своим читателям, что обязательно это сделаю.
И вот, наконец, свершилось! Немного с задержкой, но выполняю свое обещание. Я перелопатил множество видеоуроков по работе с данным аудио редактором и не нашел на данный момент ничего лучшего, чем видеокурс Игоря Козлова. Его уроки хоть и не раскрывают абсолютно всех возможностей этой замечательной программы, но дают более чем полный обзор всех необходимых функций для записи и сведения качественных аудио подкастов, озвучки книг и даже создания рингтонов!
Для тех, кто еще не знаком с программой Audacity, ниже следует краткое ее описание и некоторые возможности. Те же, кто уже знает и ценит эту программу, и хочет ее лучше освоить, могут сразу переходить к просмотру видеоуроков.
Audacity – популярный, бесплатный и простой в использовании звуковой редактор, позволяющий записывать, обрабатывать и восстанавливать разнообразные аудиофайлы. Поддерживает работу с несколькими дорожками и имеет широкий набор инструментов, среди которых обрезка, склейка дорожек, микширование, нормализация звука, изменение темпа, тона, наложение разнообразных эффектов и многое другое. Функционал редактора может расширяться за счёт множества дополнительных плагинов.
То, что программой Audacity пользуется подавляющее большинство инфобизнесменов, лишний раз подтверждает ее популярность. Почему выбор многих пал именно на эту программу? Не смотря на свою бесплатность Audacity обладает всем необходимым функционалом для создания качественных подкастов и аудиокурсов . К тому же, она простая в использовании, очень удобная и не потребляет много ресурсов системы.
Вот лишь некоторые из ее возможностей:
Техническая информация.
Теперь перейдем непосредственно к видеоурокам Audacity . Из данного курса вы узнаете, как работать в Audacity, как обрезать дорожку, как записать подкаст, как его отредактировать, наложить фоновую музыку, как сохранять в Audacity в нужный формат и многое другое.
В этом видеоуроке рассказывается, как скачать Audacity, как ее установить, как сделать первоначальные настройки для экспорта проекта в формат mp3. Ссылки из урока приведены под видео.