Фотоаппарат системный Fujifilm X-M1 Kit Silver. Обзор системной компактной камеры Fujifilm X-M1 Баланс белого, цветопередача, пресеты

Анонсированная в июне 2013 года, через 10 месяцев после камеры Fujifilm X-E1, модель Fujifilm X-M1 стала третьей беззеркальной камерой Fujifilm семейства Х со сменными объективами. По сути, ее можно рассматривать, как упрощенную и более доступную версию своей предшественницы. В данной статье мы разберемся, что же изменилось в новинке по сравнению с так хорошо принятыми рынком камерами-предшественницами, и много ли (и для чего) она потеряла или приобрела.

Обзор компактной камеры Fujifilm X-M1: имеет ли "системное ретро" право на жизнь?

Конструкция и эргономика

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с камерой , - это отсутствие электронного видоискателя и более компактные размеры: корпус уменьшился примерно на сантиметр по длине и по высоте, и камера стала легче на 20 грамм. А вот толщина по паспорту увеличилась на 1 миллиметр, и этому есть объяснение. Если в модели X-E1 ЖК-экран был жестко встроенный, то у Fujifilm X-M1 он увеличился до 3 дюймов по диагонали и стал подвижным, а точнее - откидным (на 120 градусов вверх и 80 - вниз). Увеличилось вдвое, по сравнению с той же моделью, и его разрешение (с 460 до 920 тыс. точек).

Fujifilm X-M1

Изменив пропорции корпуса, камера сохранила строгий ретро-дизайн, присущий всем камерам семейства Fujifilm X. Спереди есть небольшой выступ, который покрыт тем же отделочным материалом, что и вся передняя панель. А отделка у нее может быть не только черная, под кожу, но и коричневая, которая красиво сочетается с серебристым корпусом. Соответственно, есть и классический «пленочный» вариант: серебристая крышка + черный корпус. Для любителей оставаться невидимками есть и польностью черный вариант. Любое из этих цветовых решений можно дополнительно украсить при помощи коричневых кожанных полуфутляров и футляров, а также ремешков. Добавим, что сверху крышка вспышки украшена гравированной надписью.

Камеру явно сделали более компактной, чем предшественницы, с расчетом на тех, кто любит карманные аппараты. Идеально в этом качестве Fujifilm X-M1 выступает в паре с одним из фикс-объективов («блинчиков»), например, XF 18mm f/2 или XF 28mm f/2.8. Если же на нее будет установлен более крупный (длинный) объектив, то многим камера покажется не слишком хваткой. Однако сторонние производители не спят, они и предлагают более удобные накладные ручки-хваты с креплением через штативное гнездо.

Название
Fujifilm X-M1

Samsung NX300

Sony NEX-5T
Тип матрицы
CMOS
CMOS
CMOS
Физический размер матрицы
23,6x15,6 мм
23,5x15,7 мм
23,3x15,6 мм
Кроп-фактор
1,5
1,5
1,5
Общее число пикселов
16,5 млн
21,6 млн
16.7 млн
Число эффективных пикселов
16,3млн 20,3 млн
16.1 млн
Максимальное разрешение
4896х3264 пикс.
5472х3648 пикс.
4912х3264 пикс.
Чувствительность

Auto 200–6400 ISO

Auto 100–1600 ISO

Auto 100–3200 ISO

Скорость съёмки
5,6 кадр./сек
8,6 кадр./сек
3 кадр./сек.
Байонет
Fujifilm X Mount
Samsung NX
Sony E
Встроенная вспышка
есть
отсутствует
отсутствует
ЖК-экран
3,0’’, 920000 пикс.
3.3’’, 768000 пикс.
3’’, 921600 пикс.
Выдержка
30–1/4000 c
30–1/6000 c
30–1/4000 c
Ручные режимы
есть
есть
есть
Карты памяти
SD, SDHC, SDXC
SD, SDHC, SDXC

Memory Stick Pro Duo

Форматы изображения
JPEG, RAW
JPEG, RAW
JPEG, RAW
Ёмкость аккумулятора
350 фотографий
320 фотографий
330 фотографий
Формат записи видео
1920x1080 пикс., 24/30 кадр./с

1920x1080 пикс., 50/60 кадр./с
Габариты и вес (без объектива)
117х67х39 мм, 280 г
122х64х41 мм, 284 г
111x59x39 мм, 218 г
Цена (body)
23 990 руб.
19 490 руб.
18 500 руб.
Цена (с kit-объективом 18-55)
28 990 руб.
20 900 руб. 24 980 руб.

По сравнению с X-E1, в камере упростились внешние органы управления. Диск переключения выдержек заменили на не менее привычный на данном месте селектор режимов съемки, а управляющее колесо под правым пальцем стало более универсальным и утратило маркировку ступеней экспокоррекции, хотя в творческих режимах оно по-прежнему выполняет это действие, и только в полностью ручном режиме отвечает за назначение выдержки.

В паре с ним работает небольшое, расположенное вертикально в «кармашке» на задней панели, второе управляющее колесико. Пусть его не так удобно крутить, как смотрящее торцом назад (в X-E1), но зато стало труднее сбить настройку при убирании/доставании камеры из кармана или сумки. А отвечает это колесико в творческих режимах, как раз, за основные параметры: выдержку, диафрагму, сдвиг экспопары. Добавим, что сверху, рядом с кнопкой спуска, сохранилась на том же месте перепрограммируемая кнопка Fn.

Беззеркалки Fujifilm уверенно придерживаются стиля ретро

Управляющие органы на задней панели из-за уменьшившейся высоты корпуса расположены компактно (косым крестом) вокруг мультиселектора. Спорное положение (под большим пальцем) занимает кнопка активации видеосъемки. Правда, она, как и остальные, имеет защитный бортик, частично предотвращающий случайные нажатия. Есть среди этих кнопок фирменная Q (Quick Menu) для вызова на экран всех основных настроек камеры, которые не просто можно окинуть одним взглядом - они доступны для изменения.

Заканчивая рассказ о дизайне камеры Fujifilm X-M1, отметим, что отсутствие электронного видоискателя позволило перенести встроенную вспышку дальше от оси объектива, что снизило вероятность возникновения эффекта красных глаз при съемке со вспышкой.

Функциональность

На вооружении Fujifilm X-M1, как и в X-E1, стоит 16-мегапиксельная матрица X-Trans CMOS без низкочастотного фильтра. Напомним, что расположение фильтров в традиционной матрице таково, что их структура повторяется с шагом 2 пикселя. В фирменной матрице Fujifilm регулярность увеличена до 6 пикселей, и это позволяет получать более четкие и естественные снимки, а также снизить влияние на картинку цифрового шума.

Верхняя грань

Новый процессор EXR Processor II стал обрабатывать информацию, снимаемую с матрицы, в два раза быстрее, чем предшественник EXR Pro. Это позволило эффективно устранять при программной обработке последствия такого нежелательного оптического явления в объективах, как дифракция (потеря резкости при сильно закрытой диафрагме). Добавим, что процессор борется с этим видом искажений не на абстрактном уровне, а принимает в расчет оптические свойства каждого из фирменных объективов.

Диапазон значений чувствительности в новой камере не изменился, однако диапазон ISO при автовыборе (с шагом 1/3 EV) немного расширился: 200–6400. В авторежиме настраиваются нижнее и верхнее значение диапазона ISO, а также максимальная длительность выдержки затвора (всё с шагом в одну ступень). Крайние значения чувствительности (100, 12800 и 25600) можно выбрать только вручную, и такая возможность доступна только при записи снимков в формате JPG.

Если в предыдущих «беззеркалках» Fujifilm имелись только творческие режимы съемки (P/A/S/M), то (через селекторный диск) предлагает несколько более дружественных к новичкам вариантов. Это полностью автоматический режим; улучшенный авторежим, способный распознавать и выбирать типичные сюжеты съемки (всего 54); меню сюжетных программ (всего 12); и, наконец, самые распространенные сюжетные программы, вынесенные на селекторный диск: Портрет, Пейзаж и Спорт.

Задняя сторона

Не забудем упомянуть фирменные функции камер Fujifilm: моделирование разных типов фотопленки (стандартная Provia, насыщенная Velvia и приглушенная Astia, монохромный режим и сепия), в т.ч. брекетинг с тремя выбранными значениями. Выбрать «тип пленки» можно не только для фото-, но и видеосъемки.

Для наилучшей подстройки под характер сюжета передачи тонов камера Fujifilm X-M1 также предлагает отдельные регулировки для светов и теней (по 2 в плюс и минус). Имеется и привычная функция расширения динамического диапазона, предлагающая четыре пресета: Авто, 100, 200, 400%.

Откидывающийся дисплей особенно важен при отсутствии видоискателя

Напоследок среди функциональных возможностей упомянем наличие модуля Wi-Fi, который позволяет не только передавать фотографии на внешние устройства, но и реализовать с их помощью функцию геотегинга с автосохранением координат съемки.

Практическая съемка

В протестированной модели , как и в большинстве беззеркальных камер, за исключением самых последних, применяется автофокусировка (АФ) контрастного типа. Активная область АФ представляет собой матрицу 7х7 зон. Можно выбрать самую подходящую зону вручную, либо доверить это автоматике. Размер зоны при необходимости можно увеличить. В целом, для любительской фотосъемки эта камера имеет вполне достаточную скорость автофокусировки. Конечно оговоримся, что это относится к условиям с хорошим освещением.


Матрица X-Trans CMOS обеспечивает хорошую цветопередачу и детализацию.


Отметим, что в появилась функция автоматического распознавания лиц. Она становится особенно полезной при съемке групповых портретов. Имеется здесь и функция треккинга (сопровождения выбранного объекта). Работает она достаточно хорошо, конечно, если объект не перемещается в кадре резкими скачками. При ручной фокусировке на помощь приходят шкала расстояний, отображаемая в нижней части экрана, а также подсветка высококонтрастных границ предметов, попавших в фокус.


Комплектный объектив вполне способен на приличное бокэ.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Надо сказать, что по уровню разрешения ЖК-экран не вызывает нареканий, и с его помощью удобно и кадрировать сюжеты, и оценивать четкость полученных снимков. Однако было замечено, что он проявляет инертность при быстром повороте камеры - обновление картинки заметно запаздывает.

Правильная передача утреннего солнечного света.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Пора сказать, что одновременно с камерой был представлен новый штатный зум-объектив Fujinon XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS. Именно с ним мы и тестировали камеру. Этот зум предлагает более удобный, чем предыдущий штатный объектив, диапазон фокусных расстояний. В 35-мм эквиваленте он составляет 24–75 мм, т.е. объектив перекрывает сюжеты от архитектурно-пейзажных, до портретных. Даже в крайнем широкоугольном положении объектив сохраняет резкость почти по всему полю кадра. Что касается бокэ, то при максимальном ФР и открытой диафрагме (F5.6) его качество может варьироваться от очень хорошего, до весьма посредственного, - результат сильно зависит от дистанции до заднего плана и интенсивности (яркости) светлых бликов в зоне нерезкости.

ISO 1600, внутрикамерный JPG ISO 1600, RAW с обработкой в Lightroom

Сравнение JPG и RAW.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Одним из главных недостатков беззеркальных камер Fujifilm часто называют отсутствие встроенной системы стабилизации изображения - ее компания реализует в некоторых объективах. Новый штатный зум, как раз, из их числа. Проверка эффективности этой системы при съемке на максимальном ФР (75 мм) дала следующие результаты, в зависимости от длительности выдержки затвора: 1/15 с - 100%, 1/10 с - 100%, 1/6 с - 80%, 1/4 с - 80% четких снимков. Можно сделать вывод, что ночную съемку с рук без смазывания картинки эта система обеспечить в состоянии.

ISO 200 ISO 400
ISO 800 ISO 1600
ISO 3200 ISO 6400
ISO 12800 ISO 25600

Тестирование соотношения сигнала и шума на разных ступенях ISO.

При нажатии на миниатюру откроется полномасштабное изображение

Вторая не менее важная составляющая успеха в сложных условиях съемки - уровень цифрового шума. Если его много, то даже при эффективной системе стабилизации можно не получить четкую картинку - детали «съест» или шум, или система его подавления. В случае с эта проблема не слишком острая. В зависимости от того, насколько мала освещенность ночной сцены, хорошая детализация сохраняется при значениях ISO от 1600 до 3200. При съемке в помещении, в зависимости от сюжета и необходимого фотографу уровня детализации, максимальное приемлемое значение ISO лежит в диапазоне от 3200 до 6400.

Цветопередача снимков, сделанных на улице, как ночью, так и днем не вызывала нареканий. Причем, автоматика камеры умеет распознавать теплый солнечный свет и не пытается сделать из него нейтральный белый. При съемке в помещении, где имеется несколько источников искусственного света с разной цветовой температурой, камера зачастую тоже правильно выставляет баланс белого.

Камера Fujifilm X-M1 способна записывать видео в качестве Full HD с частотой 30 кадров/сек. Даже в условиях недостаточной освещенности она выдает вполне приемлемое качество с точки зрения цветопередачи и уровня цифрового шума. При наличии в кадре контрастных и не слишком подвижных объектов справляется она и с фокусировкой. Однако при ночной съемке городского пейзажа оказалось, что движущиеся источники света (например, огни автомобилей или фонарей при перемещении самой камеры) очень легко сбивают систему автофокусировки, и она начинает «дергаться» или подтормаживать. К сожалению, не порадовало и качество аудиозаписи, сопровождающей видеосъемку. Дело в том, что в камере не предусмотрено ограничение уровня записи звука, что делает невозможной качественную видеосъемку со звуком, например, на концерте - сильные искажения последнего испортят всё впечатление.

Итоги

Знакомство с камерой Fujifilm X-M1 убедило, что это достойный внимания творческий инструмент для тех, кто привык снимать компактами, т.е. визируя через ЖК-экран. В паре с одним из компактных объективов эта модель имеет все шансы стать карманной камерой (если это карман куртки), а в комплекте с новым штатным зум-объективом - достаточно универсальным решением для съемки самых распространенных фотосюжетов. Камера произвела хорошее впечатление при фотосъемке, но в ряде ситуаций разочаровала при съемке видео, так что тем, кто любит запечатлевать события в движении стоит поискать другой вариант. А фотографам камера, несомненно, должна понравиться.

Версия для печати

Статьи по теме

  • Обзор фотокамеры Sony DSC-RX10 II: универсал класса люкс На рынке универсальных prosumer-фотоаппаратов, подзабытом во время бума беззеркальных системных камер, в последнее время явно наблюдается оживление. Следом за Panasonic и Canon новую версию своего фото-универсала представила компания...
  • Обзор Canon PowerShot G3X: универсальный спутник в путешествии В наше время смартфоны уже почти полностью вытеснили фотоаппараты-«мыльницы» (консьюмерки, компактные фотоаппараты) с рынка. Но всё-таки, на стороне последних остался один козырь - оптический зум. Мы видели всего пару телефонов (и...
  • Sony World Photo Awards: россияне среди лучших фотографов мира На днях в Лондоне прошла церемония награждения победителей международного конкурса фотографии, генеральным спонсором которой является компания Sony. В рамках выставки работ конкурсантов представлены как профессиональные фотографии...
  • Обзор беззеркальной камеры Nikon J4: долой мобилографию Nikon и Canon сели в этот поезд сильно позже остальных конкурентов. По сей день беззеркальные флагманы - у Olympus, Sony, Panasonic и Fujifilm, а вот широко известные своими зеркальными камерами бренды «радуют» пользователей, мягко...
  • Обзор полнокадрового фотоаппарата Nikon D750. Камера, которую ждали От детей гениев часто многого ожидают. Они ещё толком говорить не научились, а все от них ждут чуда. Читайте на ZOOM - «Nikon D750 от Nikon D700 недалеко падает».
  • Sony Cyber-shot DSC-RX100 III: идеальная камера для самовыражения? Два года назад компания Sony взбудоражила фоторынок, выпустив продукт с невиданным ранее сочетанием: компактная камера с крупным сенсором нового форм-фактора - 1 дюйм. Встряска для остальных фотопроизводителей была ощутимой: они подхватили...

Что не понравилось

Сенсорного экрана не хватает...

Что понравилось

Очень компактная и легкая, удобно таскать с собой. Очень хорошее качество внутрикамерного JPG, очень низкий уровень шумов.

Что не понравилось

Дорогая оптика, пластиковый корпус

Что понравилось

Матрица, китовая оптика, цена, размеры

Что не понравилось

Не самая лучшая скорость автофокуса.

Что понравилось

Отличное соотношение весогабаритных характеристик и качества фотографий. Неплохой китовый объектив. Очень доволен качеством jpg.

Что не понравилось

никак не поженю камеру и айпад по вай-фаю. постоянно ошибки и дисконнект.

Что понравилось

камера отличная.

Что не понравилось

16 мега-пикселей, правда не уверен что это недостаток. Держать нужно двумя руками - левой под объектив (намного тяжелее базового кеноновского или никоновского кита с пластиковой оптикой), в одной руке сложновато (опять же, минус это или наоборот - качественные понты под ретро:).
Фокус в ручном режиме на экране ловить сложно (опять же, кому он нужен ручной фокус - он есть в принципе-то). Профессиональные монуальные настройки тоже есть.

Что понравилось

Отличный объектив со стеклянными линзами и хорошим оптическим зумом. Лёгкость аппарата. Абалденный стиль. Все, кому фотик показал, захотели его себе. Дизайн на 5 с плюсом. Качественная малошумная матрица, чисто передающая мелкие детали с качественными цветами. Вай-фай и возможность без проводов не расшатывая гнёздо, скинуть фото на андройд или компьютер.

Что не понравилось

После зеркалки не хватает видоискателя, возможно дело привычки. Неудобен захват, снимать одной рукой надо поднапрячься, мне это актуально с детьми.

Что понравилось

Компактная, легкая, удобная в использовании, все настройки понятны и без лишних заморочек (подойдет новичку).

Что не понравилось

Отсутствие видоискателя

Что понравилось

Приятная цветопередача, хороший динамический диапазон, качественный китовый объектив

Что не понравилось

Цена неочень но он того стоит даже с переплатой! Может только хват неудобный - это расплата за компактность. Еще Видео на нем не очень гуд

Что понравилось

Небольшой.увесистый Сипатичный дизайн ретро! Снимки выше всяких похвал, попробовал снять в полной темноте небо, и там видно все облака в деталях и это при выдержке в меньше секунды, исо 400 ! Попробовал снять темно кричневую рубашку, валявшуюся на спинке кресла при лампочке в 150 ватт, все тени и переходы в местах складок видны во всех красках т.е. темных мест на рубашке отдельно от нее просто нет, все переходы теней есть, она лежала как будто я на нее просто смотрел! будет время выложу фото.

Что не понравилось

цена, некоторые функции, например значение iso нужно менять в меню

Что понравилось

хороший внутри камерный jpg, незаметная для жанровой и стрит фотосъемки

Что не понравилось

аккумулятор слабоват

Что понравилось

Отличное качество снимков

Что не понравилось

Общие:
- Не очень адекватная цена аппарата в России. Пришлось заказывать на EBay. Цена за корпус с китовым объективом в местных инет магазина была почти 28 тыров. На EBay из Гонконга вышла 19,5 тыров вместе с доставкой;
- Сменные объективы тоже стоят мама не горюй;
Съемка:
- При полностью ручном режиме съемки не показывается диаграмма;
- Неторопливый автофокус, медленным правда его тоже не назовешь, средний короче;
Съемка:
- Расширение динамического диапазона происходит только в светлых тонах (по ощущениям). Т.е. больше оттенков серого не получить. И вообще данный функционал очень обрезан. Есть режимы авто 100,200 и 400%. Авто и 100 практически не отличаются. 200 еле-еле что то вытягивает. 400 работает только при исо 800 и более, вот на нем заметную разницу можно почувствовать.
- Нет возможности съемки панорам (лично мне не надо за отпуск ни разу не потребовалось);
Конструктив:
- Нету видоискателя;
- Пластиковый корпус (из металла только два колеса управления, горячий башмак и байонет). В принципе для облегчения конструкции как решение можно принять. Никаких прогибов, похрустывания нет, но факт остается фактом.
- Между колесами управления в отпуске забилось несколько песчинок. Некоторое время было такое неприятное похрустывание. Иголкой удалось победить;
- Во время жары покрытие корпуса под кожу становиться скользким. Руки приходилось постоянно вытирать об шорты =)))
- Малая емкость батареи - особенно чувствуется, когда снимаешь со вспышкой, максимальной яркостью экрана и не выключаешь аппарат;
Объектив:
Штатный китовый объектив серии XC хуже чем XF на старших моделей. Могли бы за такие деньги не жлобиться;
Допфункции:
Слабые возможности по видеосъемки (даже за те пару раз пока снимал смог почувствовать), хотя картинка симпатичная получается. Но надо признать - это не сони и не панасоник.

Что понравилось

Съемка: - Отличное качество снимков с сочными цветами; Я не профессионал снимаю в jpg все устраивает. Кому надо есть raw - ни разу не пользовался - Отличный баланс белого на автомате в любой обстановке; - Адекватный автоматический режим съемки; - Мне понравилась организация настроек в ручном и полуавтоматических режимах съемки (есть удобное быстрое меню, есть два колеса и программируемая кнопка) по мне так удобно; - Наличие встроенной вспышки, слабенькой правда, но уж лучше так, как никак. С метров 2-х можно в лоб лупить, нормальные кадры получаются. Отгибать ее в потолок практически бессмысленно, зато на ее подзарядку время почти не тратится - можно снимать один кадр за другим без остановки; - Наличие фокуспиксинга. Пользовался редко, но тоже удобно с близкого расстояния или в сумерках очень помогает фокусироваться; Конструктив: - Габариты и вес значительно меньше зеркалочных, конечно не мыльница, но в дамскую сумочку легко входит и на шее весит - не оттягивает ее в пол; - Наличие поворотного экрана - очень удобно, когда фотоаппарат весит на шее на ходу снимать, экран отличного качества; - У экрана удобная функция - можно нажатием кнопки Q включить максимальную яркость экрана. Актуально на ярком солнце - Ретро дизайн и общий вид очень стильный =) Оптика - Штатный китовый объектив понравился как снимает, особенно на широком угле, есть правда искажения но так даже интереснее =)) Я конечно как кулик буду хвалить свое болото, но, имхо, этот объектив лучше, чем штатные от никона и кэнона. Снимал только эпизодично с аппаратов друзей, так что могу ошибаться. Допфункции: - Можно скидывать фото по вайфай на телефон или компьютер. В отпуске оценил, удобная вещь, правда управления с телефона по вайфай нету. Были ситуации когда не помешало бы; - Есть возможность съемки видео в фуллХД. (пользовался только пару раз, фотоаппарат брал не для этого); - Есть горячий башмак (может комунить важно, я не пользовался)

Что не понравилось

Фотоаппарат имеет неудобный хват, что впрочем не столь важно, это не профессиональная камера и вес у нее незначительный. Корпус пластмассовый, нет ощущения надежности, особенно при взгляде со стороны дисплея. Кнопка спуска немного болтается, но видимо такая норма. Колесо установки шага световой экспозиции расположено неудачно, с правого краю. В режиме ручных настроек его легко случайно повернуть и сдвинуть экспозицию либо к более высокой освещенности, либо к затемнению. Программный интерфейс не самый приятный, в частности из-за своей медлительности. Меню управления съемкой зачем то разбито на пять подменю с логистически непонятным алгоритмом размещения. Например, в первом подменю находится наряду с чувствительностью, размером изображения и качеством, находится брекет с моделированием пленки. А такая важная вещь как экспозамер, находится лишь в четвертом подменю. Удаление снимков, также не кажется мне удобным. Карта памяти расположена снизу в аккумуляторном отсеке. Вытаскивать ее немного затруднительно, так она находится близко к стенке и выщелкивается на небольшую высоту. Плюс, с использованием прикручивающегося кофра, извлечение занимает дополнительное время.

Что понравилось

Купил полтора месяц назад, в комплекте с объективом 16-50 мм, 3,5-5,6 , вместе с ретро кофром из кожи коричневого цвета. Имеет отличную резкость, в большинстве случаев корректный автофокус. Качество фотографий в большинстве случаев отличное. Правильно передает цвет лица. Шумы в условиях низкой освещенности меньше, чем на другой моей зеркальной камере: Nikon D7000. На чувствительности 1600 получаются вполне достойные снимки. Удачно реализована функция увеличения снимков при просмотре. Выдержка и диафрагма в ручных режимах также устанавливается легко. Просто и удобно включается видеосъемка.

Что не понравилось

Тормозной фокус. И постоянно рыскает при повторном начатии на спуск. И самое неприятное - нет блокировки фокуса и экспозиции при полунажатии спуска - фоткаю часто ребенка и это очень усложняет жизнь. Принудительная блокировка фокуса реализована неудобно - кнопка на верхней части, палец постоянно туда-сюда - одна морока. При таком тормозном фокусе надо было блокировки делать как у всех... Ну и видео далеко не фонтан.

Что понравилось

Отличное качество снимков, хорошие полутона - как следствие отлично тянутся фотки (в контрастных или темных сценах экспокоррекцию +1-2/3, потом засветы тяну вниз, тени вверх - и ляпота), светочувствительность - 3200 вполне сносно, шум приятный и без завала цветов. В основном стоит умный авто-исо до 1600 - под все ситуации подходит. Дизайн очень нравится. Приятно, что крутилки наверху железные. В руке лежит нормально для своего размера. Эргономика вполне удобная. Экран отличный - и разрешение и на солнце все видно - видоискатель ни разу не хотелость.

Что не понравилось

Цена в России сильно завышена - что до кризиса, что после. На момент написания обзора за китовый комплект с объективом 16-50 просят 29990 р.
- После зеркалок эргономика, конечно, никакая. Держать неудобно и органов управления не хватает. Но при том же качестве снимков, я все же готов пожертвовать удобством ради размеров и веса. Возможно, ситуацию можно как-то поправить покупкой дополнительной рукоятки - не знаю, не пробовал, да и смысл? Вся прелесть компактности пропадает.
- Нет видоискателя, нет съемки timelapse, нет встроенного в тушку стабилизатора, нет разьема под миниджек микрофона... да много чего нет! У некоторых конкурентов по классу все это есть.
- Много пластмассы, мало металла.
- Аккумулятор хотелось бы более емкий. Но это решаемо - на алиэкспрессе можно запросто купить парочку недорогих запасных.
- Не очень широкий выбор объективов, а доступных по цене - так и вовсе нет. После кризиса подорожали даже относительно доступные самьянги.

Что понравилось

Прекрасная цветопередача, качественная китовая оптика, компактные размеры, стильный дизайн, совместимость с любой зеркальной оптикой через переходники - в общем, камера радует тем, что при своих скромных размерах имеет массу возможностей и выдает очень и очень серьезное качество картинок. Например, по уровню шумов на высоких ISO (вернее, по их отсутствию) X-M1 легко затыкает за пояс не только конкурентов в беззеркальном классе, но и многие кропнутые зеркалки. Мне есть с чем сравнивать, т.к. у меня был Nikon D7000, но даже после него фуджик меня не разочаровал: картинка нисколько не хуже. Кстати, у него есть еще один неочевидный плюс: от фотографа с маленькой камерой люди не так шарахаются, как от зеркальщика. Модели ведут себя более раскованно, а у охранников на разного рода мероприятиях возникает меньше лишних вопросов. Да и вообще, камера просто какая-то очень приятная: маленькая, эффективная, клевая - вызывает ассоциации с классическими дальномерками и сама просится в руки.

Что не понравилось

Хват менее удобен, чем зеркалочный. Пишут, что элементы управления оптимизированы для управления одной рукой. Вот только держать одной рукой неудобно. Есть дополнительный аксессуар HAND GRIP HG-XM1 за 2500 рублей, но он пекрывает доступ к аккумулятору, а он, к слову, не очень-то ёмкий (np-w126, есть в Москве за 700-900 рублей) Визирование по экрану съедает аккумулятор быстро: отфоткали где-то 230 фот без вспышки, сняли 4 минуты видео, правда, камера была долго (где-то с час) включена в режиме авто (не sr+), пока висела на шее. Всего вышло менее 3 гигов, и аккумулятор сдох. Как тут не вспомнить 5Dmk2... :)
После зеркалки не хватает кучи кнопок, но всё есть в меню, да и на автомате работает неплохо.
Китовый объектив хорош, но темноват. Есть объектив с похожими фокусными и светлее, жаль, что он не предлагается как кит.
При недостатке света, например вечером на улице, автоматический режим активируется как "ночь", и высветляет всё вокруг. Фотик старается сделать всё светлее, чем есть на самом деле. Но это всего лишь особенность настроенной автоматики, пользуйтесь ручными или полуавтоматическими режимами. Советую разобраться в настройках, желательно почитать про экспозицию, и камера будет вас радовать.

Что понравилось

Компактный размер, однако от физики-оптики никуда не денешься, с объективом fujinon 55-200 скорее камера на объектив надевается, чем наоборот)) Достойный внутрикамерный JPG, большинство фот в обработке не нуждаются (всё зависит от количества света и цветовой температуры источника света). Конечно, есть люди, фоткающие только в RAW, потом сидящие часами в лайтруме или камера раве, но маме это точно не интересно (купил в подарок) :) Хорошо работает стабилизатор, выдержка 1/15 с рук и даже меньше - реальность (локти к бокам прижмите;)) Понравилась резкость, даже без её увеличения. Рабочее исо до 3200, шум минимален, и скорее как зерно, не вызывает дискомфорта. Тут я удивлён, имеется 5Dmk2, шумы на 3200 такие же. Дизааайн:) люди посматривают:)) Фотки можно отправлять на android и ios устройства по wi-fi без роутера, на комп (pc и mac) - через роутер, вбиваете настройки wi-fi (ssid и пароль), и без проводов отправляете фотки. Кстати, провода нет в комплекте, но он стандартный, подошёл от смартфона Яркий наклоняющийся экран. Афтофокус промахивается редко, хоть и бывает. Наличие множества предустановленных режимов, всё-таки камера позиционируется для новичков. Скоростная серийная съёмка. Понравилось, что можно настроить для автомата максимальное исо и максимально длинную выдержку. При этом, выдержку он всё равно будет удлинять, при недостатке света. Есть ультразвуковая очистка матрицы. Встроенная вспышка во-первых есть, а во-вторых, отклоняется пальцем в потолок;)

Ради снижения цены были принесены немалые жертвы, но сохранен известный по старшим моделям сенсор X-Trans CMOS с его потрясающей детальностью и цветопередачей, так что качество снимков пострадать не должно. Так ли это на самом деле? Чем хороша новинка и на чем в ней сэкономили?

Характеристики камеры Fujifilm X-M1

Fujifilm X-M1
Байонет Fujifilm X mount, поддержка объективов Fujifilm XF и XC
Сенсор 16,3 Мп X-Trans APS-C (23,6х15,6 мм)
Светочувствительность матрицы ISO200-6400 (RAW/JPG), расширенная ISO100/12800/25600 (только JPG), AutoISO (200-6400)
Замер экспозиции мультизонный, центровзвешенный, точечный
Компенсация экспозиции -2.0EV - +2.0EV, шаг 1/3EV
Выдержка 1/30–1/4000 с, длительная (ручная) до 60 минут
Серийная съемка 5,6 или 3 кадра в секунду
Буфер серийной съемки 12 кадров
Баланс белого несколько предустановок плюс пользовательский
Автоспуск 2 или 10 с
Вспышка встроенная, с ручным подъемом, ведущее число 7 (ISO200);башмак для внешней вспышки (TTL)
Выдержка синхронизации вспышки 1/180 (1/160 в режимах M и S) и медленнее
Фокусировка ручная; TTL-автофокусировка по контрасту
Максимальный размер изображения 4896 x 3264 (3:2), 4896 x 2760 (16:9), 3264 x 3264 (1:1)
LCD дисплей 3" TFT, 920 000 точек, соотношение сторон 3:2, изменяемый угол наклона
Запись видео 1920 x 1080/30p, непрерывная запись до 14 мин; 1280x720/30p, непрерывная запись: до 27 мин.
Носители записи Карты памяти SD/SDHC/SDXC (поддержка стандарта UHS-i)
Формат записи фото: JPEG (Exif 2.3), RAW (формат RAF), видео: MOV (H.264, Linear PCM Stereo)
Коммуникации USB 2.0, HDMI, пульт ДУ через USB
Прямая печать совместимость с PictBridge
Другие функции PictBridge, печать Exif, разница во времени, режим быстрого запуска, бесшумный режим
Питание Литий-ионный аккумулятор (7,2 В, 1260 мА/ч)
Габаритные размеры 116,9 x 66,5 x 39,0 мм
Масса 330 г с аккумулятором (без объектива)

Характеристики объектива Fujinon Super EBC XC 16-50mm 1:3.5-5.6 OIS

Fujinon XC 16-50mm 1:3.5-5.6 OIS
Байонет Fujifilm X
Фокусное расстояние 16-50 мм (24-76 в экв. 35 мм камеры)
Диагональный угол зрения 83,2°-31,7°
Минимальная дистанция фокусировки 0,60 м на всех фокусных расстояниях
Диафрагма минимальная 3,5-5,6, максимальная - 22
Тип диафрагмы 7 лепестков, скруглённая
Максимальное увеличение Приблизительно 0,16x / 0,32x (в эквиваленте 35 мм камеры)
Макс. диаметр 62,6 мм
Длина 65,2 мм (широкий угол) / 98,3 мм (телеположение)
Масса 195 г
Оптическая схема 12 элементов в 10 группах (3 асферических и 1 низкодисперсионная линза)
Диаметр фильтра 58 мм
Стабилизатор да

Внешность и управление

Камеры Fujifilm серии X стилизованы под дальномерные пленочные фотоаппараты, и X-M1 не стала исключением. В ее дизайне ничего не изобретали, просто взяли за основу X-E1, уменьшив ее и упростив. При этом новинка заметно тяжелее конкурентов того же форм-фактора, а по размерам ближе всего к Sony NEX-6. Сочетание металла и текстурированного под кожу пластика воспринимается по-разному в зависимости от цветового решения. В отличие от винтажного серебристого-черного и нарядного серебристо-коричневого, полностью черный аппарат смотрится строго и неброско, что по-своему хорошо – многие фотографы любят беззеркалки как раз за то, что они не привлекают к себе лишнего внимания.

Проведем ревизию оснащения камеры. Видоискателя нет, встроенная вспышка и башмак для внешней – на месте. Вспышка выпрыгивает, как чертик из коробочки, но только по нажатию кнопки, автоматическое ее открытие, когда того требуют освещение или сюжет, не предусмотрено. Зато ее можно направить под любым углом от "вперед" до "вверх",выбирая на свое усмотрение пропорцию между прямым и отраженным светом. Органы управления на верхней панели - по виду как в X-E1, но функциональность их изменилась. Если помните, в X-Pro1 и X-E1 диафрагма выставлялась кольцом на объективе, выдержка – диском на тушке, а режимы P, A и S включались установкой на одном или обоих этих регуляторах значения A (Авто). В X-M1 эту систему упразднили, и экспопара настраивается более привычным для цифровых камер способом. Бывший диск экспокоррекции стал главным управляющим колесом и отвечает за выдержку в ручном и экспокоррекцию в полуавтоматических режимах, а также используется в меню и при просмотре отснятого материала. Второе (вспомогательное) колесо служит для установки диафрагмы в режимах M и A, выдержки в режиме S и сдвига программы в режиме P, а также для масштабирования в режиме просмотра. Оно расположено вертикально и спрятано в упор для большого пальца (он рельефный пластиковый, без резиновой накладки). Ни одно из колес не ложится четко ни под большой палец, ни под указательный. Оба колеса можно в принципе вращать любым из этих двух пальцев, но ни один из этих вариантов мне не показался комфортным после зеркалок и псевдозеркалок, где во главу угла ставится удобство, а не дизайн. Просто держать камеру тоже не очень удобно - выступ под руку чисто номинальный, резиновых накладок ни спереди, ни сзади нет. В общем, аппарат в руке лежит плохо и пользоваться им без подстраховки шейным или кистевым ремешком как-то боязно. Небольшой вес камеры вроде бы и позволяет держать ее и снимать одной рукой, но без дополнительной поддержки нижние кнопки сильнее упираются в ладонь и нажимаются самопроизвольно.

Правда, кнопки можно заблокировать нажатием и удержанием "ОК", но это сомнительная полумера. Кстати, есть еще пара таких быстрых настроек, о которых без чтения инструкции не догадаешься – удержанием кнопки "Q" включается максимальная контрастность для дисплея ("Антиблик"), а кнопка "Menu" таким же образом активирует бесшумный режим. В нем, кроме системных звуковых сигналов, отключается еще и вспышка. Отличное решение для посещения музеев, океанариумов и подобных мест, где фотографировать можно, а пользоваться вспышкой запрещено.

Где-то по дороге от X-E1 к X-M1 потерялся винтажный способ дистанционного управления – у кнопки спуска теперь нет гнезда для механического тросика, а пульт ДУ (приобретаемый отдельно) подключается к разъему Micro-USB, спрятанному под одной крышкой с Mini-HDMI.

На нижней грани корпуса есть всё, что там и должно быть, но немного не так, как хотелось бы. Штативное гнездо так близко к слоту карты памяти и батареи, что даже самая маленькая штативная головка или съемная площадка блокирует слот. Частично это компенсируется наличием Wi-Fi адаптера – отснятый материал можно просматривать на ПК или планшете, что требует наличия соответствующих устройств и приложений.

Важный нюанс: гнездо имеет небольшую глубину, как следствие – камера совместима не со всеми штативами. Например, площадка от Velbon C-500 не прижимается к корпусу камеры – крепежный винт упирается в дно гнезда на полмиллиметра раньше. Так что при выборе нового штатива для X-M1 этот момент стоит проверить, а уже имеющийся трипод, возможно, придется как-то доработать.

Дисплей у X-M1 трёхдюймовый и может похвастаться вдвое большим разрешением, чем у предшественницы. У него отличная цветопередача и есть специальный режим "Антиблик", повышающий яркость и контрастность настолько, что меню и картинка при визировании легко читаются на самом ярком солнце. Нельзя не похвалить продуманный и качественно исполненный откидной механизм, благодаря которому при установке на штатив подвижность дисплея никак не ограничивается.

Не хватает только сенсорного управления – видимо, в компании посчитали, что это будет уже перебор. Резоны маркетологов понятны, но всё равно "это очень и очень жаль", потому что кнопочное управление у M1 урезано едва ли не наполовину, а сенсорное как раз могло бы его удачно дополнить. Кнопок слева от дисплея нет (и негде там, да и неудобно было бы), часть их теперь рядом с навигационным блоком, а часть на его клавишах, как у большинства беззеркалок и компактов. Совсем исчезли кнопка AEL/AFL и переключатель способа фокусировки. ISO тоже выставляется через меню. По своему выбору можно запрограммировать только кнопку Fn, которая в режиме просмотра отвечает за беспроводную связь. Видимо, понимая, что одной кнопки не хватит на все функции, к которым хотелось бы иметь доступ в один клик, инженеры Fujifilm предусмотрели возможность быстрого ее перепрограммирования – удержание в течение 2 секунд вызывает список доступных вариантов. Так можно хотя бы оперативно выбрать самый нужный в конкретной ситуации вариант. Для остальных часто используемых настроек есть кнопка "Q", вызывающая быстрое меню, в котором значения параметров меняется поворотом любого из управляющих колес. Нужно только привыкнуть крутить, а не нажимать, т.к. интуитивное нажатие ОК на любом из пунктов просто закрывает меню.

Интерфейс

На экране в режиме ожидания отображается служебная информациа - параметры съемки, вспомогательная сетка, индикация активных или, наоборот, заблокированных функций. Есть два фиксированных варианта отображения, вариант без информации и пользовательский вид, в котором каждый значок-индикатор можно включить и выключить отдельно в системных настройках. При ручной фокусировке отображается линейка дистанции до объекта, на которой белым выделена зона резкости при текущих настройках.

Меню настроек у X-M1 небольшое, просто и логично организованное, после зеркалок привыкать к нему не придется. В нем всего три раздела – настройки съемки, просмотра (в зависимости от текущего режима) и системные. В русском интерфейсе встречаются сокращения и плохо переведенные названия, смысл которых понимаешь не сразу, приходится обращаться к руководству пользователя за разъяснением.

Объектив

Камера комплектуется новым объективом – Fujinon Super EBC XC 16-50mm 1:3.5-5.6 OIS. Он был выпущен специально для X-M1 и открыл новую линейку XC, в которую будут входить объективы попроще и подешевле. Тем не менее, у объектива корпус из весьма качественного пластика и довольно сложная оптическая схема, он хорошо собран и внешне выглядит как предыдущий штатный зум XF 18-55mm. Только байонет пластмассовый и нет ни каких-либо переключателей, ни кольца диафрагмы (его наличие, кстати, определяется не принадлежностью к серии XC или XF, а буквой R в маркировке). Ничего лишнего - только трансфокатор и фокусировочное кольцо, а диафрагма, тип фокусировки и режим стабилизатора задаются с камеры. Ход обоих колец плавный, медленное зумирование при съемке видео получается без рывков. Фокусировка внутренняя, передняя линза в ней участия не принимает. Есть байонетное крепление для бленды. Несмотря на фирменное просветление, на снимках с боковым и контровым светом часто можно увидеть и "зайцев", и "вуаль".

Передняя линза очень выпуклая и неглубоко сидит в корпусе, поэтому часто залапывается пальцами, а на третий день тестирования на ней обнаружились странные следы. Как выяснилось, в стекло упирается маркировка диаметра, выдавленная на тыльной стороне крышки (см. фото). К счастью, следы эти удалось просто вытереть микрофиброй, но рано или поздно дело может кончиться повреждением просветляющего покрытия. На всякий случай крышка была отложена подальше, а на объективе до конца тестирования находился защитный фильтр.

Как видно из маркировки (OIS), объектив оснащен стабилизатором, который имеет 4 режима работы - постоянный и только при полунажатии спуска, плюс те же две опции, но с дополнительной функцией "+ движение". Функция эта к механизму стабилизации никакого отношения не имеет и работает по тому же принципу, что и режим фокусировки AFF у камер Panasonic. Если в момент съемки в кадре возникает движение, а выдержка слишком большая, камера уменьшает ее (при необходимости - за счет повышения ISO) и тем самым предотвращает или минимизирует смазывание. Считается, что на небольших фокусных расстояниях стабилизация не особо нужна, но это при нормальном освещении, когда выдержки могут быть на порядок короче эмпирического порога 1/ФР. А в сумерках или в помещении возможность делать четкие снимки на выдержках до 1/10 с трудно переоценить. Одна беда - подвижные объекты не стабилизируешь, так что светосила или вспышка все-таки бывает нужна.

Геометрические искажения у объектива незначительны - наиболее заметна небольшая "бочка" на 16 мм, с которой легко справится любой конвертер. Хроматические аберрации тоже очень слабо выражены, чего и следовало ожидать при невысокой светосиле. Максимальная резкость достигается для фокусного расстояния 16 мм при f/5.6, для 35 мм - при f/6,4 и для 50 мм - при f/8, но даже на пике она не "звенит" и немного снижается с ростом фокусного расстояния. При f/16 и особенно f/22 проявляется эффект дифракции – картинка ощутимо замыливается, впрочем, это проблема уже не объектива. От тестирования X-Pro 1 со светосильным фиксом 35/1.4 остались более приятные впечатления - картинка была заметно более резкой. А поскольку матрица у X-M1 та же, делаем предсказуемый вывод – комплектный объектив неплох, но возможности матрицы X-Trans полностью не раскрывает.

Чувствительность матрицы при съемке в RAW ограничена диапазоном 200-6400, а 100, 12800 и 25600 - программные расширения, доступные только для JPG. При хорошем свете, невысоких ISO (до 800-1000) и отсутствии в кадре плотных теней изображение, записанное камерой с качеством JPG Fine, радует глаз сочными цветами и отличной детализацией, особенно при небольших дистанциях до объекта. Вплоть до 6400 единиц можно получить приемлемые для web изображения, при этом удается сохранить живые, яркие цвета. И даже на программно-эмулированном максимальном значении ISO25600 на фото видны практически все мелкие детали, только ниже контраст, чуть бледнее цвет и осталось немного замыленного шума. С ростом ISO от 1250 и выше шумоподавление становится всё более агрессивным. Особенно шумодав не любит асфальт, размыливая его до полной потери текстуры. Такие кадры уже лучше вдумчиво проявлять в конвертере, подбирая степень шумоподавления на свой вкус.


Уровень шумов при разных значениях чувствительности.
Lightroom, Luminance NR 0, Color NR 0


Пример фото, снятого на ISO 25600. Полноразмерный файл открывается по клику

В режиме AutoISO можно задавать значение выдержки, при достижении которого чувствительность повышается, но не короче 1/125 с.

Заслуживает внимания функция расширения динамического диапазона, которая эффективно устраняет пересветы в кадре и возвращает белому небу голубой цвет. Что интересно, работает она не только для JPG, а и для RAW, но только при установке ISO в режим AUTO или, как минимум, на 400 единиц для DR200% и 800 для DR400%. Полноценный режим HDR с объединением нескольких кадров в один отсутствует.


DR 100%


DR 400%

Автофокус у X-M1 - классический контрастный. Не имея фазовых датчиков на матрице, камера каждый раз выполняет процедуру фокусировки по полной программе, даже при повторном наведении на один и тот же объект.

Привод автофокуса негромкий, но и не бесшумный, звук его работы может прослушиваться в тихих местах видеозаписей. Кстати, именно с помощью записи этого звука удалось измерить время фокусировки - около 0,35 с при съемке тестовой таблицы со студийным освещением. Не лучший результат, у недавно протестированной Samsung NX300 автофокус вдвое быстрее.

Поэтому "ловить мгновения" на X-M1 лучше с помощью серийной съемки или, как бы странно это ни звучало, на ручном фокусе (заранее сфокусировавшись на нужную дистанцию).

Точность автофокуса в большинстве случаев отличная, но в известных "трудных" для него сценах нужно быть бдительным. Если помимо основного объекта, занимающего небольшую площадь кадра, в область фокусировки попадают более контрастные соседние предметы или фон, то они "перетягивают" фокус на себя. На небольшом дисплее под ярким солнцем этот брак не всегда виден, а режим "Антиблик" в данном случае скорее мешает, поскольку делает картинку визуально более резкой.

К сожалению, в камерах Fujifilm не реализована удобная функция ручной доводки в режиме автофокуса (известная у других брендов как DMF или A-M). Есть похожая функция - "Мгновенный АФ", но она работает наоборот - ускоряет наводку на объект в ручном режиме, чтобы долго не вращать фокусировочное кольцо. Для этого надо включить ручной фокус (через меню), нажать кнопку Fn (которая должна быть запрограммирована на эту функцию) для приблизительной фокусировки, потом окончательно навестись вручную (если нужно - увеличив изображение еще одним нажатием, на этот раз - на вспомогательное колесо) и, наконец, нажать спуск. То есть, в отличие от DMF, где точная фокусировка производится без переключения в MF и не снимая пальца с полунажатой кнопки спуска, а картинка увеличивается автоматически, в X-M1 нужно выполнить целый ритуал. В ручном режиме фокусировки можно включить функцию "Focus peaking" – выделение яркой белой подсветкой контрастных границ границ тех объектов, которые попадают в фокус.

В качестве варианта обхода этого ограничения можно переключить камеру в режим ручного фокуса и использовать для фокусировки клавишу AE-L/AF-L, при необходимости затем «доводя» фокус вручную.

Серийная съемка возможна на двух скоростях - 3 и 5,6 кадра в секунду, высокоскоростного режима с электронным затвором нет. Буфер вмещает до 12 кадров в максимальном размере и качестве (RAW + JPG Fine), после окончания серии, не отпуская кнопку, можно продолжать "стрелять одиночными" с интервалом около 3 секунд, а чтобы снять новую полную серию или просмотреть результат предыдущей, нужно подождать 20-25 секунд (с картой SDHC 10-го класса). При этом камера не выдает никаких "подождите" – просто открывает режим просмотра и висит на последнем снимке до опустошения буфера. При съемке в JPG буфер не успевает переполняться, поэтому серия может длиться хоть до до заполнения карты.

В настройках баланса белого нет выделенной настройки для вспышки (с этим справляется авторежим) и нет ручной регулировки цветовой температуры в кельвинах, но есть установка по белому листу и возможность коррекции всех имеющихся предустановок.

Снимает X-M1 отлично при достаточном для "темного" объектива освещении. (Посмотреть полноразмерные фотографии вы можете в отдельной галерее .) Четкость и детализация снимков благодаря отсутствию сглаживающего фильтра очень хорошие, камера прекрасно подойдет для пейзажей и архитектуры, а также предметной и интерьерной съемки. Для этих жанров, особенно первых двух, был бы очень полезен электронный уровень, но его, к сожалению, нет.

Со случайно оказавшейся под рукой 2,5-кратной макролинзой Raynox M-250 получились отличные макроснимки - диапазон фокусных расстояний объектива как раз обеспечивает хороший баланс между увеличением и глубиной резкости. Одна беда - фокусируется эта система на дистанции около 10 см, а такие "модели", как пчелы и бабочки, настолько близко к себе не подпускают.

Кстати, о конвертере. Смотреть и конвертировать RAW можно либо при помощи бета-версии Lightroom, либо входящим в комплект RAW File Converter, который представляет собой специальную бесплатную версию конвертера SILKYPIX версии 3.1. При всей своей мощи и наличии некоторых уникальных инструментов приложение это имеет такие недостатки, как медлительность, нерациональное использование экранного пространства и неудобное управление масштабом изображения. И даже самая новая версия платного полнофункционального приложения SILKYPIX Developer Studio Pro 5 непростительно долго отрисовывает картинку при изменении параметров на вполне приличном ПК с Core i7 и 12 ГБ оперативной памяти.

Если же нет ну никакого желания править фото с помощью специального ПО на компьютере, можно настроить параметры сохранения JPG-файлов прямо в камере. В меню съемки есть пункты для настройки насыщенности, резкости, контрастности. Кстати, там же можно и уменьшить степень шумоподавления.

Эмуляция нескольких разновидностей фотопленки Fujifilm вынесена в отдельный пункт меню. Если снимали только в RAW, а срочно нужен JPG и компьютер с конвертером далеко - в меню просмотра есть встроенный конвертер с настройками.

Для любителей, не желающих глубоко вникать в теорию, в X-M1 предусмотрено несколько автоматических режимов съемки:

  1. Полный автомат (иконка камеры на селекторе), в котором камера сама выбирает объект фокусировки (определяя лица, если они есть в кадре) и устанавливает все параметры без вмешательства пользователя.
  2. SR+. Камера автоматически распознает стандартные сюжеты (пейзаж, портрет и т. п.), при этом символ выбранного сюжета отображается на дисплее. Этот вариант весьма активно потребляет заряд батареи, который расходуется на анализ сцены и непрерывную фокусировку.
  3. SP. Выбор сюжетной программы вручную из нескольких предустановленных вариантов. В этом и предыдущем режимах работает экспокоррекция, на экране отображается экспонометр. Наиболее популярные сюжеты (спорт, пейзаж, портрет) вынесены на селектор отдельными позициями. Как ни странно, ни в этих программах, ни где-либо еще (включая руководство пользователя) не нашлось панорамной съемки.
  4. Adv. (Advanced Filter). В меню этого режима можно выбрать популярные фильтры и красивые эффекты с предпросмотром будущего снимка на экране. Доступны ломография, миниатюра, насыщенный цвет, динамичный тон (сильно повышенная контрастность), мягкий фокус, высокий и низкий ключ, а также несколько вариантов ч/б с выделением одного из цветов на выбор - красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и пурпурного.

В этом же меню рядом с фильтрами есть мультиэкспозиция, предусмотрены места для других групп эффектов, но они пустуют.

Еще один момент. В любой современной цифровой камере есть некие ограничения функциональности, связанные с выбором тех или иных опций съемки - например, в полностью автоматическом режиме нельзя отключить распознавание лиц; при съемке в RAW доступны не все типы брекетинга; сдвиг программы в режиме P не работает, если выбрано значение AUTO для ISO или DR, и т.п. Так вот, у X-M1 все подобные ограничения сведены в одну внушительного размера таблицу, в которой наглядно видно, что и с чем вместе может работать. Чтобы не удивляться, почему та или иная настройка недоступна или ничего не меняет, стоит хотя бы бегло просмотреть эту таблицу в руководстве пользователя.

X-M1 умеет снимать видео со стереозвуком. Настройки предельно просты - 2 варианта разрешения (HD и Full HD) и три типа фокусировки - по центру, следящий и ручной. Автофокус очень долго настраивается на цель и ведет ее неуверенно, так что куда надежнее фокусироваться вручную. Качество изображения среднее, ничего особенного, по крайней мере, с этим объективом. Микрофоны, расположенные на верхней панели рядом с "горячим башмаком", охотно записывают шум ветра, а фильтра для его подавления нет.

Камера отлично подходит для использования старой и современной неавтофокусной оптики с помощью переходников. Короткий рабочий отрезок позволяет сильно расширить (по сравнению с зеркалками) список систем, с которыми камера совместима без потери бесконечности, включая качественные объективы Minolta SR (MC/MD) и дальномерные (M39 Leica). Пункт меню с непонятным названием НАСТР. ПЕР. К-ЦА (настройка переходного кольца) позволяет выбрать фокусное расстояние в соответствии с установленным объективом. Для двух линз можно задать ФР вручную, а также скорректировать геометрические искажения, виньетирование и даже неравномерность цвета для по углам кадра. Фокус-пикинг сильно упрощает фокусировку с ручной оптикой.

Автономность камеры типична для беззеркалок - одной зарядки аккумулятора емкостью 1200 мАч хватает примерно на 400 снимков в формате RAW + JPG Fine, если не увлекаться следящим автофокусом, стабилизацией в постоянном режиме, вспышкой и Wi-Fi. При использовании некоторых автоматических режимов съемки время работы может существенно уменьшиться.

Wi-Fi в X-M1 используется только для передачи изображений на смартфон, планшет или ПК. Дистанционно упралять съемкой со смартфона нельзя, отправлять фото напрямую в соцсети через точку доступа - тоже. Для устройств на Android и iOS есть 2 приложения – Fujifilm Camera App и Fujifilm PhotoReceiver.

Camera App имеет 4 пункта: "Получить" для приема файлов, выбранных для отправки в меню камеры...

"Геотегинг" для добавления к снимкам информации о местоположении, полученной с помощью GPS-приемника смартфона/планшета, и "Рассказать другу" для отправки кому-либо ссылки на это приложение.

PhotoReceiver имеет только функцию приема, его можно установить на гаджеты своих друзей, чтобы можно было делиться с ними интересными снимками. В свою очередь, полученные снимки можно из обоих приложений отправить в Facebook, Twitter и популярную в Японии социальную сеть Mixi, или же можно перейти в фотогалерею устройства и уже оттуда отправить куда угодно.

Процедура соединения камеры с приложениями простая, а для ускорения передачи камера может уменьшать размер передаваемых изображений до 3 Мп (эта опция по умолчанию включена).

В сухом остатке

Fujifilm X-M1 – камера на любителя. Снимает она отлично, выглядит стильно, но удобством и функциональностью не блещет. При цене около 6000 грн, заявленной на презентации в Варшаве , это было бы отличное предложение. Но стартовая розничная цена новинки в Украине - 7999 гривен за кит, то есть чуть меньше тысячи американских долларов. За эти деньги выбор альтернатив просто огромный, на любой вкус, включая зеркальные и беззеркальные камеры с видоискателями, откидными, поворотными и сенсорными дисплеями, гибридным автофокусом, электронным уровнем, более широким диапазоном ISO, более качественным видео, входом для внешнего микрофона и так далее. Например, в этот ценовой диапазон попадают из зеркалок Canon 60D, Nikon D7000, Sony SLT-A65 и Pentax K-5, из беззеркалок - Sony NEX-6, Lumix G6, Samsung NX300 и NX20. Чтобы выбрать из всего этого разнообразия именно Fujifilm X-M1, нужно быть, видимо, ярым поклонником марки, т.к. хорошая цветопередача и малошумность сейчас не являются эксклюзивными качествами X-M1, как, возможно, было с X-Pro1 полтора года назад. А знаменитая резкость матрицы X-Trans проявляет себя в полную силу только с более качественной оптикой, но при ее покупке разница в стоимости с X-E1 уже не кажется такой большой. Другими словами, с такой ценой X-M1 вряд ли станет массовым продуктом на украинском рынке. Впрочем, для некоторых потенциальных покупателей именно это может стать решающим при выборе.

8 причин купить Fujifilm X-M1

  • стильный ретро-дизайн, качественные материалы
  • высокое качество изображений
  • хороший стабилизатор в комплектном объективе
  • пользовательская настройка качества снимков в JPG
  • встроенная ковертация RAW в JPG
  • удобный и качественный откидной дисплей
  • беспроводная передача изображений
  • расширенные настройки для работы с неавтофокусной оптикой, включая фокус-пикинг
  • наличие режимов интервальной съемки (timelapse) и мультиэкспозиции

4 причины не покупать Fujifilm X-M1

  • урезанные оснащение и функциональность
  • спорная эргономика
  • довольно медленный автофокус
  • неполная реализация возможностей Wi-Fi

Компания Fujifilm вошла в сегмент «беззеркалок» лишь в прошлом году — и сразу начала не с бюджетной модели, а с довольно дорогого флагмана X-Pro1. Весьма смелый и даже дерзкий ход, особенно если принять во внимание достаточно скромный парк оптики. Но японцам удалось сделать камеру по-своему уникальной — она получила массу лестных отзывов от различных экспертов. К тому же для исправления ситуации с малым количеством объективов компания представила переходник на оптику на Leica M, что существенно расширило возможности «беззеркалки». Позже появилась чуть более доступная X-E1, оборудованная не гибридным, а OLED-видоискателем с высоким разрешением, который не уступал по характеристикам матрицам из старших камер Sony со сменной оптикой.

В этом же году была представлена ещё более доступная «беззеркалка» X-M1, облачённая в пластиковый корпус. Однако представители Fujifilm всячески открещиваются от того, что X-M1 — это удешевлённый вариант X-E1 без видоискателя. Более того, утверждается, что камера изначально разрабатывалась для непрофессиональной аудитории, то есть ориентирована на обыкновенных любителей и даже новичков, тогда как старшие камеры рассчитаны на более опытных пользователей. У X-M1 нет видоискателя, зато есть поворотный дисплей, а также сюжетные программы, которых нет у более дорогих « беззеркалок» Fujifilm. Однако в ее основе лежит такая же APS-C-матрица, как и у старших моделей, и при этом используется новый процессор EXR Processor II. В общем, нам, похоже, предлагают топовую камеру в бюджетной обёртке. C новым, более скоростным процессором и функциями, ориентированными на начинающих фотографов. Что ж, посмотрим, что из этого вышло.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Тема ретро в дизайне продвинутых компактов и беззеркальных камер активнее всего используется именно компанией Fujifilm. Фактически все продвинутые камеры Fujifilm своим видом в той или иной степени напоминают об эпохе плёнки «Свема». Конечно же, есть ещё элитная Leica, но камеры данного производителя далеки от рядового пользователя в первую очередь благодаря своей немалой стоимости. Беззеркалки Fujifilm хоть и не бюджетные, но всё же ближе к народу. Камера X-M1 поставляется в трёх вариантах — чёрном, серебристом и коричневом.

И если чёрный вариант полностью чёрный, то у так называемого серебристого в соответствующий цвет выкрашены только вставки сверху и снизу. Такие же вставки есть и у коричневой модификации, благодаря чему камера выглядит особенно красиво. Однако на тестирование была предоставлена полностью чёрная камера, которая — с субъективной точки зрения — смотрится скучнее. Однако, в отличие от большинства других чёрных камер, X-M1 не боится отпечатков, да и пыль и ворсинки не почти не притягивает. Качество сборки безупречно, а при попытках скручивания и сдавливания корпус не издаёт никаких звуков. Благодаря небольшому выступу в лицевой части, а также полностью прорезиненной лицевой поверхности, камеру довольно легко держать в руках даже при использовании весьма увесистого комплектного зум-объектива 16-50 мм.

Спереди находится лишь байонет X Mount, а также лампа подсветки автофокуса.

На задней стороне нет цифрового видоискателя, который был, например, у X-E1, зато дисплей теперь наклонный. Над ним находится клавиша механического замка вспышки, а правее — вертикально установленный диск управления, кнопки видеозаписи и перехода в режим просмотра, а также клавиша смены режима отображения дисплея (она же служит для возврата в меню на один уровень назад). Рядом расположились кнопка перехода в быстрое меню и четыре многофункциональные клавиши навигации, объединённые в схематическое кольцо вокруг кнопки входа в основное меню.

Сверху находятся подъёмная вспышка, «горячий башмак», пара микрофонов, круглый селектор режимов съёмки, клавиша спуска затвора, рычажок питания с довольно жёстким ходом, программируемая клавиша и основной диск управления, который в программном режиме, а также в режимах приоритета диафрагмы и приоритета выдержки отвечает за быстрое введение коррекции экспозиции. К сожалению, в отличие от того же X-E1, контролировать введение коррекции можно только по виртуальной шкале на дисплее камеры. С другой стороны, в этом есть и свой плюс, ведь для введения коррекции не нужно открывать дополнительное меню или использовать горячую клавишу, но при этом в ручном режиме доступны два диска управления. Тут стоит отметить оригинальное расположение тыльного диска управления, благодаря которому вращать оба диска можно большим пальцем с минимальными колебаниями камеры, что в случае «беззеркалок» без солидной рукоятки зачастую сделать довольно сложно.

Снизу все стандартно: штативный разъём и крышка отсеков установки аккумулятора и карты памяти.

Боковые поверхности практически пустуют. Слева установлен системный динамик, а справа — небольшая дверца, скрывающая разъёмы подключения USB- и HDMI-кабелей.

На момент анонса модель X-M1 была младшей в линейке беззеркальных фотоаппаратов Fujifilm с фирменной матрицей X-Trans CMOS APS-C и пока остается таковой. Однако, благодаря старанию менеджмента компании сэкономить, в X-M1 используется такая же матрица как и в топовой X-Pro1 и аппарате среднего уровня X-E1. Приобретая простую – на вид – камеру, фотограф получает в свое распоряжение потенциально профессиональный инструмент, естественно, с рядом функциональных ограничений. Каких именно мы сегодня разберемся.

Дизайн

Фактически законодатели моды на ретро, дизайнеры Fujifilm умело балансируют между копированием классических приемов и следованию современным технологическим тенденциям.

Покупателю предлагают выбрать из трех вариантов цветового оформления – серебристо-черного, серебристо-коричневого и полностью черного. Кстати, камера получила несколько наград за дизайн, включая престижные iF и Good Design.

Отделочные материалы заслуживают высокой оценки – класс продукта ощущается кончиками пальцев. Сразу трудно поверить, что это не кожа и металл, а пластик.

В отличие от топ-моделей, управление X-M1 разрабатывалась для фотографов-любителей. Поэтому вместо кольца прямого задания выдержки стоит диск выбора режимов съемки, а кольцо ввода компенсации экспозиции превратилось в многофункциональный диск изменения параметров. Он вращается с хорошо ощутимым кликом, однако уж слишком свободно.

Кольцо изменения параметров (с чувствительностью к нажатию для выбора значения) есть и на тыловой панели, но его расположение показалось мне неудобным: при удерживании аппарата одной рукой приходится сильно постараться чтобы им воспользоваться. Вместе с тем, колец два, это значит, что фотограф может совершенно спокойно управлять, например, выдержкой и диафрагмой или вводить экспопоправку и сдвигать экспопару не заходя в меню.

Кнопка с назначаемой функциональностью одна, по умолчанию она включает бесполезный при съемке Wi-Fi, соответственно, ее стоит использовать, например, для переключения режима замера освещенности или фокусировки.

Вспышка спрятана в отсек на верхней панели корпуса, она установлена на шарнире, допускающем отклонение вручную на угол около 90° вверх. Для подъема есть механическая кнопка, складывается шарнир руками. Лампа располагается на определенном отдалении от оптической оси объектива.

Экран на тыловой панели имеет одну степень свободы (наклон), причем на угол +/-90°, что обеспечивает и комфортную съемку с разных ракурсов, и удобный просмотр отснятого материала.

Соотношение сторон изображения тяготеет к фотографическому (3:2) в противовес модному нынче «киношному», соответственно, никаких черных полос по бокам. Запас яркости приличный, даже в солнечный день можно спокойно кадрировать.

Пятипозиционный джойстик уже стал стандартом в фотоиндустрии, вокруг него расположены четыре кнопки. Вызов режима макрофокусировки, жестко назначенный на левую кнопку джойстика, мне кажется нерациональным. Дело в том, что съемка макро – не самый частый сценарий использования камеры, для ежедневных нужд было бы полезнее управлять ею каким-нибудь существенным параметром.

У камеры два разъема – USB и мини-HDMI. Оба они находятся под пластиковой крышкой на правой грани корпуса.

Батарея и слот для карт памяти делят один отсек. Штативное гнездо смещено относительно оптической оси объектива, и установка площадки полностью перекрывает доступ к аккумулятору и карте памяти.

Если удерживать корпус одной рукой не очень удобно или нужно передвинуть штативное гнездо на оптическую ось объектива – закажите держатель HG-XM1.

Функциональность

Главная особенность камеры X-M1 – использование фирменной матрицы Fujifilm X-Trans CMOS APS-C. Она отличается от применяемых в большинстве камер других производителей иным, нежели у байеровского, расположением цветных фильтров. Поскольку фильтры имеют псевдослучайный порядок, отпадает необходимость устанавливать перед матрицей размывающий фильтр (Low Pass Filter) для борьбы с муаром, также уменьшается хроматический (цветной шум), что особенно заметно на высокой чувствительности.

Несмотря на то, что в X-M1 используется первая версия матрицы, камера готова дать фору на одну-две ступени экспозиции моделям 2015 года в своей ценовой категории.

Fujifilm X-M1 – быстрая камера. Она может «проснуться» всего за полсекунды. Для этого используется специальный режим, в котором аппарат после выключения питания 24 минуты «спит» и только потом обесточивается полностью. Да, за это приходится платить ускоренным разрядом аккумулятора, но любой фотограф скажет, что кадр – превыше всего. Из «обычного» выключенного состояния камера переходит в рабочее примерно за секунду.

После полного нажатия кнопки «Спуск» экспозиция начинается через 0,005 секунды – отличный результат даже для профессиональных аппаратов.

Автофокусировка осуществляется по контрастному методу. Назвать ее рекордно быстрой нельзя, тем не менее, никакого дискомфорта при тестовых съемках я не ощутил. Все происходит быстро и точно. При недостаточном внешнем освещении включается лампа подсветки.

В режиме ручной фокусировки фотографу помогают либо увеличение выделенного фрагмента, либо индикация резких границ объектов. Даже при минимальной глубине резкости камера позволяет добиться хороших результатов. Вот кадр, сделанный с оптическим увеличением объекта съемки по отношению к матрице немногим более 3Х. Расстояние между ушами фараона на фунтовой монете около 7 мм, файл не кадрировался, он просто уменьшен. А так выглядит монета при съемке идущим в комплекте объективом.

Процессор EXR II отвечает не только за обработку данных с матрицы, но и позволяет наложить на изображение ряд эффектов (с предварительным просмотром). Некоторые эффекты дают интересный результат, например, Dynamic Tone (в галерее файлы 5 и 6), Pop Color (файл 4), а вот Miniature разочаровал отсутствием управления областью размытия.








В X-M1 есть эмуляция трех классических пленок Fujifilm: Provia, Velvia и Astia. Причем она работает не только в JPEG, но и в RAW (в том числе при конвертации в Adobe Camera RAW, т.е. в Photoshop и Lightroom).

Если вы снимаете в JPEG, то X-M1 порадует возможностями тонкой настройки. Да, управление светами и тенями не столь удобны, как, например, в новых моделях Olympus, но они есть и +/- 2 деления вполне достаточны. Добавьте к этому насыщенность, резкость, расширение динамического диапазона. Впрочем, если кому-то хватит усидчивости протестировать все настройки и подобрать свои варианты для распространенных съемочных ситуаций, то такому человеку не составит труда освоить конвертацию из RAW с большими возможностями.

Q-меню открывает доступ к основным параметрам камеры на одном экране. Система меню у Fujifilm разветвленная, но логичная. Кто-то говорит, что интерфейс нарисован в духе конца прошлого века. Пусть так, зато действительно удобно.

Скорость серийной съемки по данным Fujifilm составляет 5,6 к/с. При использовании быстрой карты памяти, такой как Kingston 64 GB SDXC UHS-I U3 , аппарат подтверждает заявленные параметры. После заполнения буфера (у меня получалась примерно двухсекундная серия до 12 кадров RAW+JPEG в достаточно насыщенной деталями сцене) скорость падает до примерно 1 к/с, но съемка не прерывается. Буфер освобождается очень оперативно, при этом камерой можно продолжать пользоваться.

Качество снимков

Работу матрицы и процессора можно смело оценить на «отлично». Как обычно, файлы из камеры (JPEG и RAW) доступны для загрузки из облака по этой ссылке .

Fujifilm, пожалуй, первым сделал камеру, в которой функция Auto ISO актуальна почти всегда. Качество кадров даже на ISO 6400 – рабочее, это значит, вы не только покажете материал на Full HD-телевизоре, но и сможете напечатать кадры на формате 13х18, не говоря уже о соцсетях и прочих мониторных радостях. Этот кадр снят при ISO 6400. Да, есть шумы и в волосах детализация снизилась, тем не менее…

Изучение студийных кадров показывает, что кроме появления шума на высоких ISO сужается динамический диапазон, но заметно это начиная с ISO 3200.

RAW из Fujifilm X-M1 содержат достаточное количество информации в светах и тенях для получения нормального изображения в большинстве обычных съемочных ситуаций. Возможна и коррекция небольших ошибок замера экспозиции.

Объктив 16-50/3,5-5,6 OIS

К большинству камер X-M1 предлагается объектив 16-50/3,5-5,6 OIS, в эквиваленте 35-мм кадра покрывающий диапазон фокусных расстояний 24-75 мм. Он полностью «электронный», т.е. управление диафрагмой и фокусировкой моторизированное.

Протестированный образец продемонстрировал отличную резкость на прикрытой диафрагме и неплохое бокэ.

В отличие от многих «китовых» объективов к зеркальным и беззеркальным аппаратам, этот обеспечивает более широкий угол зрения, разница между 24 и 28 заметна как при съемке пейзажей, так и при фотографировании внутри помещений.

Проигрыш нескольких миллиметров в телеположении совершенно некритичен, поскольку легко компенсируется кадрированием в графическом редакторе.

Ручная наводка на резкость дает отличную (с учетом светосилы) точность. Через меню настраивается направление перемещения оптических элементов.

Существует серебристая и черная версии отделки. Корпус и байонет сделаны из пластика.

Чего нет?

При рассмотрении такой интересной камеры, это, пожалуй, главный вопрос. Итак, чем пожертвовали ради удешевления?

Электронный видоискатель. В качестве компенсации получили наклоняемый экран – предмет зависти владельцев X-Pro1, X-E1 и X-E2.

Фазовые датчики на матрице для автофокусировки. Бывает заметно, но на самом деле совершенно некритично. Автофокусировка и так работает хорошо.

Digital Split Image. По правде говоря, это весьма специфическая штука, требующая определенной сноровки при использовании, не всегда пригодная (например, при установке камеры на штатив, с доминирующими горизонтальными объектами в кадре). В X-T1 больше вариантов подсветки резких краев (по цвету и яркости), но это топовая камера.

Минимальная выдержка 1/4000. Да, в некоторых ситуациях хочется 1/8000, честную, без электронных искажений геометрии. Но такие случаи бывают не часто, а в практике любителей – и вовсе единичные случаи.

Электронный уровень. Жаль, по удобству использования никакие внешние решения (на штативной головке или устанавливаемые в горячий башмак) с электронным не сравняться.

Управление съемкой через Wi-Fi. Бывает полезным в некоторых случаях, однако приводит к ускоренному разряду батареи, соответственно требует либо стационарного питания, либо покупки дополнительных аккумуляторов.

Список не исчерпывающий, кто-то вспомнит, например, порт синхронизации со внешними вспышками и т.п., но Fujifilm X-M1 ориентирована на любителей, соответственно, отсутствие профессиональных возможностей не является минусом.

В итоге

Fujifilm X-M1 – отличный вариант входа в систему байонета X. Благодаря качеству снимков камера будет оставаться актуальной еще достаточно долго. Да, эта покупка не из дешевых, но аппарат стоит потраченных денег.